Мы продолжаем наш проект готовых экскурсий на случай, если к Вам приехали гости. Да и самим приятно пройтись по знакомым местам и взглядом отдыхающего, а не бегущего на работу, полюбоваться архитектурой и манящими пейзажами осеннего Киева. Эта экскурсия – для тех, кто любит ходить в музеи. Надеемся, здесь найдется интересная тематика на любой вкус.
На станции «Арсенальная»
Редкий гость не пожелает увидеть Лавру хотя бы один раз. Именно этому району мы и уделим внимание, тем более, что кроме истории православия здесь сосредоточена масса интересных и важных объектов. Правда, эта прогулка может оказаться весьма затратной. Выводы относительно экономической стороны вопроса сделаем в конце статьи.
До Лавры и Мемориального комплекса можно добраться почти любым наземным транспортом от метро «Арсенальная». И если вы выбрали для путешествия именно подземный транспорт – обязательно о нем несколько слов. Ведь эта станция считается самой глубокой в мире и достигает 105 метров. Подобные по глубине станции есть в Северной Корее, но их параметры неизвестны.
Зарыться так глубоко в землю метростроевцы были вынуждены из-за геологии: грунты были насыщены водой и только на глубине в 100 метров оказались пригодны для строительства. На то время эскалаторы делали длиной только в 60 метров. Поэтому путь пришлось разбить на две части. Однако, инженеры сказали, что необходимое количество стройматериалов не опустить по тоннелям, да и развернуться самим строителям будет негде. Пришлось круглый вестибюль выстраивать на земле.
Края его сделали заостренными наподобие клинка. Когда вестибюль был готов, рабочие лопатами стали отгребать землю из-под скошенных краев, а экскаватор выбирал ее посередине. Через специальные отверстия землю выкидывали наружу. Так сооружение стало уходить под землю и, в конце концов, опустилось на нужную глубину. Чтобы все прошло успешно, землю вокруг этого места на время работ заморозили специальным раствором. Конструкцию весом в 3000 тонн опустили в грунт за четыре месяца.
«Арсенальная» была открыта в числе первых пяти станций в ноябре 1960 года. Тогда первая ветка метро заканчивалась станцией «Днепр», моста через реку еще не было. Свое название самая глубокая станция получила по находящемуся рядом заводу «Арсенал».
Одна современная легенда метрополитена связана с поручнями, которые двигаются то быстрее, то медленнее самого эскалатора и руку надо время от времени переставлять к себе поближе. Бытует мнение, будто так сделано специально, чтобы пассажиры не засыпали в пути. На самом же деле – это результат разной степени изношенности движущих узлов.
Первый монах в Берестовом
От метро «Арсенальная» направляемся к Лавре. Печерская обитель положила начало формированию монастырской и духовной жизни на Руси и как следствие – на землях Московского княжества. Хотя монахи, прибывшие в Киев вместе с крещеным Владимиром, организовали здесь монастырскую жизнь, однако, именно от Печерского монастыря заимствовали устав и устройство все последующие обители иноков, – утверждал профессор Киевской духовной академии Иван Максимович в середине XIX века.
Местность, занимаемая ныне парком Славы и верхней частью Киево-Печерской Лавры, в X-XI веках называлась Берестово. Здесь размещался загородный княжеский дворец. На лето, подальше от густонаселенных киевских дворов, домашних животных и мух, в густые леса на холмах, на свежий воздух выезжали и Владимир Святославович, и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах.
В летописях под 1051 год упоминается церковь святых Апостолов на Берестове, пресвитером в которой служил Илларион. «Любя безмолвие, он часто удалялся для молитвы на один из холмов, близ Днепра, и там ископал себе пещеру, но вскоре, по воле Ярослава, должен был оставить свое уединение и занять кафедру Всероссийского Митрополита», – записал в «Паломнике киевском или Путеводителе по монастырям и церквям киевским для богомольцев, 1854 г.» Иван Максимович. С этой пещеры и начинается история Печерска. Илларион же нам известен как автор «Слова о Законе и Благодати».
Основание Пещерного монастыря
В тот же период на Афонской горе принял постриг Антоний, выходец из Любичева из-под Чернигова, однако провести жизнь свою в молитвах на святой горе ему не довелось. Игумену Афонского монастыря приснилось, что призвание Антония – вернуться в родные края и насаждать там монашескую жизнь. После молитвы афонской братии преподобный Антоний явился в Киев, обошел монастыри, но склонный к безмолвию и строгому образу жизни не захотел оставаться в них. Густые леса и уединение привлекли и этого монаха на днепровские склоны, где он нашел вырытую еще Илларионом пещеру. К аскетичному старцу потянулись и другие жаждущие тишины и молитвы в безмолвии. С разрешения Антония они селились рядом, в пещере выкапывали кельи, а потом и церковь. Так образовался пещерный (Печерский) монастырь.
Для Антония стало слишком людно, он назначил игумена над братией, оставил их и выкопал себе новое жилище, которое стало началом Ближних пещер. Туда также постепенно сошлись новые молящиеся. Так образовались ближние и дальние пещеры. Между тем в Печерском монастыре становилось все теснее и игумен с благословения Антония, устроил над пещерами небольшую деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Монахи затворяли себя в пещерах, дабы преодолеть все мирские соблазны и искоренить неподобающие мысли. Многие из них для больших испытаний отказывались даже от совместных молитв в наземной церкви, закладывали вход в пещеру, оставляя только небольшое отверстие. Кто-нибудь из братии два-три раза в неделю приносил им просфору и оставлял в отверстии. Если несколько раз просфора оставалась нетронутой, делали вывод, что святой отшельник закончил свой земной путь. Здесь же в пещере монахи его и отпевали.
Постепенно и пещеры, и деревянная церковь становились тесными для все прибывающих монахов. Тогда новый игумен пещерной обители – Феодосий начал строительство большой церкви и наземных келий. Сам Феодосий прославился тем, что ввел монашеский устав, который определял порядок богослужений и уклад жизни монастыря. Именно Антоний и Феодосий считаются основателями Печерской обители.
Главная гордость монастыря – Великая Успенская церковь (ныне собор) была воздвигнута в 1073 году. С ней связано немало легенд о чудесах. Главная – о его строительстве, в соответствие с которой Матерь Божия сама явилась греческим зодчим под Константинополем во Влахернском храме и направила их в Киев. Образ будущей церкви строители увидели в небе на облаке. В последствие храм Успения не раз горел и разрушался, достраивался и изменял свой облик. В результате чего мы и получили интересную архитектуру. Окончательным для него стал взрыв в 1941 году. Современный Успенский собор был восстановлен и освящен в 2000 году. А стену многовековой святыни можно увидеть в беседке во дворе Лавры.
Еще одно чудо Лавры – это ее колокольня. Сооружение имеет трех авторов, но результат, который ми видим – все-таки принадлежит умению и мастерству Иоганна Шеделя. Он же – строитель Софийской колокольни и въезда Заборовского.
Долгое время колокольня в Лавре была деревянная. В начале XVIII века началось строительство каменного сооружения на средства гетмана Мазепы. Однако заложили только фундамент и архитектор скончался. Через несколько лет прибыл из Петербурга уже известный и уважаемый Федор Васильев. Он составил проект, но возникли споры с руководством монастыря: по одной версии архитектор запросил слишком высокую плату, по другой – архитектор раскрыл механизмы хищения на строительстве. Так или иначе, но после скандала петербуржец уехал.
По Петербургским меркам Шедель был не дорогим архитектором, хотя уже и опытным. Вышло так, что он уже получил фактически готовый проект, но значительно его переработал. Каждый ярус имеет свой тип колонн и чем выше в небо – тем эти колонны в пропорциях и весе легче и воздушнее. Архитектору пришлось немало потрудиться, чтобы стабилизировать столь мощное сооружение. Строительство должно было длиться три года, а продолжалось около двенадцати лет. За это время архитектору пришлось выдержать немало обвинений, задержек материала и других неприятных моментов. Зато результатом был доволен и сам архитектор, предрекая, что колокольня будет стоять долго и встретит уже потомков.
Киево-Печерская Лавра стала не только центром православия, но и местом создания и распространения культуры. В Печерских кельях иноки занимались переводами книг, иконописью и каллиграфией. Они имели обширные связи с монастырями Европы и привозили из путешествий или получали семена диковинных растений. Потом тренировались в их разведении на огородах и в садах. Не исключено, что и любимый наш каштан привезли в Киев из теплых краев именно монахи.
Декоративное искусство
От прекрасной архитектуры перейдем к не менее поразительному прикладному творчеству, которое можно увидеть в Национальном музее украинского народного декоративного искусства. Здесь есть все: вышивка, пысанка, дерево, ковры и художественное стекло, есть работы современных мастеров. Но отдельно хочется отметить полотна украинских художниц.
Имя Катерины Белокур, наверняка, известно очень многим, как и ее необычная и нелегкая судьба. Увидев ее работы на Международной выставке в Париже Пабло Пикассо сказал: «Если бы у нас была художница такого мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!». Что ясно говорит о том, на сколько важны реклама и продвижение даже в сфере прекрасного.
Судьба художницы была трагична и сегодня она все еще не получила достойного признания. Жизнь мастерицы пришлась на самые тяжелые годы XX века – 1900-1961. В 6-7 лет она выучилась читать, но родители решили не отдавать ее в школу, чтобы уменьшить траты на одежду и обувь. Тем более бессмысленной забавой в семье, как и в целом в селе Богдановка Полтавской губернии, считалось рисование. Катерине приходилось втайне на куске домотканого полотна сначала углем и самодельными красками самостоятельно учиться рисованию. Кисточкой ей служили щетинки домашних животных, прикрученные к палочке. Катерина Белокур ничего не знала о композиции, сочетании цветов и правилах создания натюрморта. Вероятно, потому ее картины очень самобытны и имеют свою особенную манеру, их не спутать ни с одним художником в мире.
Девушка все-таки стремилась получить образование: она обращалась и в Миргородский техникум художественной керамики, и в Киевский театральный техникум (ведь рисовала декорации для сельских театральных постановок и посещала драматический кружок). Однако, везде ей отказали в виду отсутствия начального образования. В отчаянии девушка даже пыталась утопиться, но только заработала из-за этого болезнь ног.
Услышав по радио песни народной артистки Оксаны Петрусенко, Катерина решается на еще один шаг: пишет исполнительнице письмо и отправляет вместе с рисунком калины на куске полотна. Без четкого адреса, но письмо дошло, рисунок впечатлил народную артистку. Вместе с украинским графиком Василием Касияном и поэтом и чиновником Павлом Тычиной певица разыскивают художницу. В результате в 1940 году в Полтавском доме народного творчества открывается персональная выставка художницы-самоучки.
Чудаковатой сельской жительнице наконец-то удалось доказать: она – художник! Однако это не облегчило ее бытовую жизнь. Смущаясь, в письмах просила купить за ее же деньги и привезти в село самые простые продукты питания. Больная сама и со старенькой матерью на руках она не могла выехать из села.
Киевский музей теперь имеет наилучшую коллекцию картин художницы.
Здесь же можно увидеть работы и другой необыкновенной мастерицы – Марии Примаченко.
Важно – следить за анонсами музея, ведь здесь проводится немало интереснейших лекций и мастер-классов.
Самые миниатюрные работы
Самые восторженные отзывы оставляют на форумах туристы и о Музее исторических драгоценностей. Он также расположен на территории Лавры. Это одновременно и музей, и государственная сокровищница. По невероятно красивым с эстетической точки зрения изделиям можно прочитать историю Украины и европейских государств. Например, светские предметы украинских мастеров XVI-XX веков встречаются реже, чем предметы культа: ведь церковь была главным и самым богатым заказчиком, кроме того церквям делали богатые подарки государственные и исторические деятели.
Именно этот музей входит в обязательную программу экскурсий всех иностранных представителей и политиков. Под впечатлением отсюда выходили и шведский король, и президент США. Конечно, этот музей интересен будет в первую очередь взрослым и старшеклассникам. Ребят помладше может заинтересовать Музей микроминиатюры Николая Сядристого.
Здесь и подкованная блоха, и самая маленькая книга в мире, и прямая иллюстрация библейской истины: «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное». Арабский золотой сервиз разместился на крупинке сахара, золотой кораблик состоит из более чем 300 деталей – все это намного сложнее, чем подковать блоху, хоть золотую, хоть натуральную, – говорит автор-микроминиатюрист. Для таких работ инструмент из металла не подходит, только из алмаза, сапфира или рубина.
Чтобы работать в этом жанре художник досконально изучил свойства всех материалов и говорит, что они многообразнее, чем принято считать: стекло не хрупкое, а пластичное и по нему можно писать иглой. Работать приходилось по ночам, когда все спят, нет ни малейшей вибрации от шагов соседа. Самому же мастеру пришлось в совершенстве овладеть собственным телом, научиться чувствовать пульс и совершать движения инструментом между двумя ударами сердца.
В целом музеи Киево-Печерской Лавры в сочетании с ее барочной архитектурой погружают в атмосферу Киева XVI-XIX веков, дают представление о быте, материальном богатстве и культуре того времени.
Осмотрев территорию Лавры, отдохнув на скамейке среди кустарников и деревьев, отправляемся в Мемориальный комплекс. Если ваши спутники – заядлые любители искусства, им будет интересно пересечь дорогу и попасть в Мыстецкий арсенал. Здесь располагались мастерские для изготовления и ремонта деталей пушек, боеприпасов. Архитектура арсенала – уникальна, это первое в Киеве здание из желтой глины и непокрытое штукатуркой. Из-за необычного вида кирпича Арсенал также называли фаянсовым. Теперь здесь разместился культурно-выставочный комплекс «Мыстецкий Арсенал», и уже 17 октября здесь стартует художественная выставка.
Военная история Киева
Крупные комплексы в честь победы в Советском союзе создавались в тех городах, где шли особенно тяжелые бои. Киев был одним из таких.
Немецкие части вышли под Киев уже в начале июля 1941 года, а вошли в него только 19 сентября. Взятие украинской столицы было частью разгрома целого Юго-Западного фронта. Танковые моторизованные дивизии вермахта прорвали оборону Красной армии (позднее была преобразована в Советскую армию) в районе Кременчуга – на юге и в Сумской области – на севере. Оба крыла немецких дивизий соединились уже около Лохвицы, замкнув, таким образом, украинскую столицу с прилегающими территориями в кольцо.
В течение двух недель были разгромлены все части, попавшие в окружение, последний котел был подавлен 26 сентября 1941 года. Сотни тысяч солдат и офицеров погибли или были взяты в плен, погибло все командование Юго-Западного фронта. Вырваться удалось около 300 тысячам солдат Красной армии, тогда как по разным оценкам остались в окружении от 500 до 700 тысяч. Такие же потери за время войны 1941-1945 годов были только при разгроме Центрального фронта в направлении на Москву.
Об этих событиях рассказывают дневники, письма и вещи в Национальном музее истории Украины во второй мировой войне. Здесь, например, есть фото киевского школьника Сергея Добрынова, который будучи восьмилетним мальчиком в августе 1941 года бежал на фронт, добрался до передовой. Бои шли возле села Гатное, в стенах школы попали в окружение бойцы Красной армии вместе с полковым знаменем. Сережа и знамя вынес, и солдат вывел из окружения. В письме они благодарили мать за отважного сына и обещали, что теперь навсегда будут считать себя членами семьи Добрыновых, которые подарили им вторую жизнь.
Одна из самых высоких
Музей находится в подножии статуи Родины-матери. Многих иностранцев интересует: выше ли она известной статуи Свободы возле Нью-Йорка? «Да, выше, – отвечают в музее, – общая высота монумента вместе с пьедесталом – 102 метра, что на 9 метров выше Нью-Йоркского». В мире киевский монумент занимает седьмое место, уступая первенство памятникам Будды и Христу в Португалии.
Разработка идеи началась в 1970-х годах, первоначально автором был Евгений Вучетич. Скульптор уже был известен как руководитель создания ансамбля-памятника воинам Советской Армии в берлинском Трептов-парке, и в первую очередь как автор бронзовой скульптуры «Воина-освободителя» (1949 год). Наиболее известная работа Вучетича – мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде (1958-1967 гг.):
Киевский проект должен был быть не менее, если не более впечатляющим: фигура женщины предполагалась бронзовая с позолотой, а от подножия статуи к Днепру должен был течь водопад, по бокам которого бы располагались фигуры солдат, изображавших форсирование реки. Однако, в 1974 году Евгений Вучетич умер и за реализацию проекта взялся Василий Бородай в соавторстве с еще двумя скульпторами и тремя архитекторами.
Проект претерпел значительные изменения. Отказались не только от золота, но и от дорогостоящего титана. Зато с технической точки зрения это был шедевр. Металлические листы размером 50 на 50 см сваривали специалисты института электросварки имени Патона. Готовые большие блоки весом по 20-30 тонн собирали с помощью специально изготовленного крана. Общий вес колосса – около 450 тонн.
До сих пор существует легенда, якобы статуя и собственно меч должны были быть выше, но митрополит киевский начал переговоры с секретарем Центрального комитета компартии Украины Щербицким о том, чтобы монумент не возвышался над колокольней Киево-Печерской Лавры. На самом же деле оптимальный размер статуи определяли в аэродинамической трубе в центральном аэрогидродинамическом институте в Москве. Чтобы гасить колебания скульптуры от ветра, в мече располагается маятник. Предполагается, что статуя простоит без каких-либо проблем 150 лет и может выдержать землетрясение.
На верху постамента Родины-матери на высоте 36,6 м находится обзорная площадка – вход на нее отдельно от музея и стоит 100 грн., посещение музея войны – 30 грн., стоимость входного билета с посещением экскурсии для взрослого – 50 грн. Сборные экскурсии проводятся с понедельника по воскресенье в 12:00, 14:00 и 16:00 и длятся 90 минут. Однако, в выходной день попасть на такую экскурсию мне не удалось – все экскурсоводы были заняты индивидуальными заказами и как я поняла из объяснений в кассе и рассказов других гидов города – такая ситуация в музее постоянно.
Новый музей и цена вопроса
Закрепить все увиденное и как бы прожить рядом с главными действующими лицами можно в Музее становления украинской нации. Располагается он в этом же пьедестале Родины-матери.
Очень весомый аргумент в пользу такого музея: ничего подобного в Украине пока нет. Однако цена за вход составляет 220 грн, аудиогид – 70 грн. Но если очень постараться, следить за анонсами музеев и составлять свою персональную карту путешествия, то можно значительно сэкономить на билетных тратах. Например, в Музее становления украинской нации каждый последний вторник месяца будет бесплатным для пенсионеров, студентов и людей с инвалидностью.
В Музее декоративного и прикладного искусства входной билет для взрослого – 30 грн, семейный билет (2 взрослых+2 ребенка) – 90 грн, экскурсионное обслуживание – 200 грн, последний понедельник месяца – бесплатный для всех категорий населения.
Музей исторических драгоценностей Украины: общий входной билет – 30 грн, семейный билет для 4 человек – 60 грн, семейная экскурсия (до 4-х человек) – 60 грн.