Мы постарались собрать в одной экскурсии все самое-самое. Только на саму прогулку понадобится около двух часов. На рассказ – еще около столько же. Но, поверьте, оно того стоит. Конечно, чтобы увидеть Киев, нужна не одна неделя. Но за один день с таким маршрутом можно увидеть и услышать значительную часть его истории.
Мы остановились возле лавочки семейства фонарей. Влюбленная парочка появилась здесь в аккурат накануне дня влюбленных в 2009 году. Автор – Владимир Белоконь, работает с металлом. Как он сам рассказывал, часто шел с работы через Мариинский парк, атмосфера влюбленности которого и навеяла эту идею. Фонари – символ света, так они связались с идеей о светлой и не угасающей любви. Через несколько лет здесь появились и детки – маленькие фонарики. В этой же части Майдана есть еще одно творение скульптора – дерево со стульями как символ того, что деревья дарят нам тень, в которой так приятно отдохнуть.
Сейчас мы сидим в самом центре столицы. А в княжеские времена на этом месте были леса, овраги да болото. Еще во времена Тараса Шевченко одна из улочек, которая теперь носит его имя, тогда называлась Козьеболотной. При Ярославе Мудром здесь проходила линия оборонительных валов, с въездом в город через Лядские ворота. Именно через эти ворота в 1240 г. хан Батый захватил город, в результате чего из 40-50 тысяч населения осталось около двух тысяч жителей и 200 домов. Жизнь теплилась на Подоле, Верхний город опустел. Папский легат, монах Плано Карпини посетил киевские земли через пять лет после этой битвы и записал о своем путешествии:
«… Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат в самом тяжелом рабстве».
Недаром придворный художник литовского гетмана Януша Радзивила – Абрагам ван Вестерфельд, побывав в Киеве в середине XVII века, создал целую галерею рисунков с величественными руинами города. Ушли столетия, прежде чем город вернулся к своей былой мощи.
В 1850-х Крещатицкая площадь выглядела так.
Вдалеке мы видим вытянутое трехэтажное здание с объемом посередине. Это институт благородных девиц. Здание было взорвано в 1941 году, на его месте позже построили Октябрьский дворец, повторив архитектуру предшественника.
А вот изображение Крещатицкой площади в том же ракурсе во второй половине XIX века.
Следующий вид направляет взор в сторону Софийского и Михайловского монастырей. Самих храмов не видно, а вытянутое торжественное здание – это присутственные места, где располагались губернское правление и казенная палата. Теперь там учреждения правоохранительных органов.
По рисункам можно заметить, что поначалу Крещатицкая площадь, или Майдан, была далеко не самым фешенебельным местом. Здесь располагались трактиры, собирались представители преступного мира, на домах вывешивали красные фонари.
Однако в 1878 г. сюда перемещается городская дума, которая в Киеве начинает действовать вместо упраздненного магистрата. Постепенно район расчищают, а Крещатик превращается в деловой и бизнес-центр Киева.
На шпиле местной администрации – архангел Михаил.
Здание имело форму подковы. За ней располагался сквер, а площади как таковой фактически не было.
Тем не менее даже неширокое пространство по самой улице оказалось достаточно притягательным для митингов во втором десятилетии XX в.
В 1941-м здание, как и весь Крещатик, было взорвано. С тех пор площадь зданиями не застраивали. Перестраивали преимущественно фонтаны, снося экскаватором остатки кладки Лядских ворот (самих построек археологи здесь насчитали три).
Не стал исключением и 2001 год, когда проводилась комплексная реконструкция и археологи снова оказались не в приоритете. Об удобстве и красоте нового устройства оставим судить гостям. В этот период площадь и населяет множество памятников, центральный из которых – триумфальная колонна, монумент Независимости.
Колонна облицована белым мрамором. Постамент своей формой напоминает православный храм, прототипом стали ворота Заборовского – парадный въезд украинских митрополитов на территорию Софийского монастыря. Венчает же колонну девушка с калиновой веткой в руках. Поднятые к небу руки очень напоминают классическое исполнение молящейся Богоматери – Оранты. Но девушка в национальном костюме, и часто ее называют берегиней. Автор проекта – Анатолий Кущ, среди работ которого – оформление станции метро Театральная.
Пересекаем Крещатик по верху, если воскресенье и улица пешеходная, или по подземному переходу. Направляемся вверх по улице Городецкого. Известный архитектор некоторое время жил на этой улице, но дом этот не сохранился. Зато приведет она нас к самому известному его творению.
Улица Городецкого
Ее еще называют киевский Париж. Она до сих пор хранит дух и архитектуру фешенебельного Киева рубежа XIX и XX в. Территория за фасадной линией Крещатика во второй половине XIX в. была усадьбой профессора Университета Св. Владимира (ныне – им. Т. Шевченко) Федора Меринга. Здесь был большой сад и пруд. Однако земля здесь ценилась больше, чем деревья, и наследники Меринга заключили договор с городской управой. На месте огромной усадьбы были проложены улицы. Специально созданное Домостроительное общество, в состав которого вошел один из наследников и известные предприниматели Киева, занялось застройкой территории. Здесь появились дорогой отель, самые комфортабельные доходные дома, однако не спешили открываться магазины и посетителей почему-то было немного.
Домостроительное общество, которое вынуждено было оплачивать проценты по кредитам, взятым под строительство, вынуждено было дешево продавать уже построенные дома и пустые участки. Прошло немного времени, а может быть, и немного рекламы, и улица стала самой богатой. Здесь жили самые успешные предприниматели, помещики и управляющие крупных банков. О размахе этой улицы говорит и тот факт, что два автомобильных салона из четырех располагались здесь.
Справа, на четной стороне улицы Городецкого находится два доходных дома генерала В. Баскакова.
В одном из них находилась фотомастерская, в другом, напротив гостиницы «Континенталь», кофейня «Пти-кафе». Правда, кофейня эта работала аж до часа ночи. Кроме чаю, кофе и шоколаду, подавали здесь и пиво. Завлекали посетителей кофейни и прессой: от общегосударственной до зарубежной. Самому выписывать несколько газет, к тому же из другой страны, было дорого, а вот почитать новости за чашкой кофе – это другое. И ничего, что чашечка эта стоила как полкило мяса на рынке.
С нечетной стороны улицы мы видим розовое здание консерватории.
Городецкого № 5. Нынешний фасад Музыкальной академии Украины – это сохраненные и отреставрированные стены самой шикарной гостиницы Киева начала XX в. – «Континенталь». Здесь были читальни и бильярдные, лифты, помещения для хранения багажа и драгоценностей, электрический свет, ванны, горячая вода по всему зданию, зимний и летний сад со светящимся фонтаном. В путеводителе того времени так и писали: если вы богатый бизнесмен или известный артист – милости просим в «Континенталь».
Одним из таких известных гостей был Федор Шаляпин, которому по слухам однажды пришлось бежать на свой концерт по.. крышам. Хотя выступать певец должен был буквально в соседнем здании – в цирке Крутикова. Однако поклонники его таланта так плотно заполнили улицу, что пришлось вести звезду через чердаки и крыши.
Городецкого № 7. Сейчас на этом месте находится кинотеатр «Украина», а сто лет тому назад здесь располагался самый большой в Европе цирк. Здание было выполнено в стиле модерн и с особым смыслом.
Когда город объявил конкурс на концессионных условиях на строительство цирка (1890-е), участие приняли многие известные владельцы подобных заведений и антрепренеры. Но победил спортсмен-любитель, державший в Киеве заведение, где можно было получить в прокат лошадей для верховой езды. Как оказалось, этот любитель – сын генерал-майора и зять киевского генерал-губернатора Драгомирова – Петр Крутиков. Связи отца и положение тестя давали широкие перспективы в юридической карьере, но молодой человек избрал другой путь. Он оставил службу и все время посвятил дрессировке коней, гастролировал с ними в России и Европе. Без хлыста и только по взмаху руки в перчатке лошади показывали флаги государств, ходили по канату и горлышкам деревянных бутылок и вытворяли другие фокусы. Поэтому когда Крутикову посчастливилось заняться строительством цирка, свое заведение он поначалу назвал Hippo Palace.
Здание построили по первому разряду: гардероб, магазины с зеркальными окнами, зал на 3600 мест, лепнина, плюш, буфеты, гримерные для артистов и балета. Некоторые помещения сдавались в аренду конторам и приносили немалую прибыль. Сам зал был устроен так, что мог быстро превращаться из циркового в концертный.
Довольно скоро стало ясно, что одних конных выступлений недостаточно, и на арене появились хищники и обезьянки. Одна шимпанзе очень потешно изображала светскую даму. Самые дешевые места, на галерке, стоили 30-50 копеек – бутылка водки по тем временам. Билеты в партер продавали уже от 1,50 до 2,50 рублей. Но для гимназистов и учащихся была скидка в 70-80%, таким образом партер им обходился в цену галерки.
Кроме цирка, здесь выступали артисты, писатели и другие деятели искусства. Но послужило здание и историческому событию: 29 апреля 1918 г. генерал П. Скоропадский был избран гетманом Украины. А в 1941 году это здание, как и многие другие, близкие к Крещатику, взлетело в воздух.
Городецкого № 9. Следующий по этой стороне дом – доходный, принадлежал королю киевских подрядчиков Льву Гинзбургу. Его контора строила исключительно качественно, выкупая весь кирпич с лучших мастерских Киева. Достаточно сказать, что его постоянным заказчиком был муниципалитет, а среди его построек – Национальная опера Украины, драматический театр им. И. Франко, Национальный художественный музей и нынешнее здание НБУ. Сам Гинзбург и себе выстроил два здания – доходные дома. Один из них – настоящий небоскреб по тем временам в 12 этажей – находился примерно на месте нынешней гостиницы «Украина». Второй мы можем видеть и сегодня – № 9. Во дворе были помещения для экипажей, в доме – все удобства, да еще и дополнительные услуги, вроде посыльного по особым поручениям. Надо срочно доставить сообщение – вот тут же есть для этого человек.
Пышный фасад наполнен символическими смыслами и отсылает к античной традиции. Здесь есть грифоны, которые в античной мифологии охраняли золотые копи. Таким образом делается намек на статус обитателей дома. С двух сторон фасада на уровне первого этажа есть изображение головы двуликого Януса. В римской мифологии Янус в поначалу был божеством неба и открывал врата солнцу. Позже он стал богом начала всего, и оттого был двуликим: смотрел в будущее и прошлое одновременно. Его стали ставить у всех входов и дверей как хранителя. Кстати, слово «вестибюль» – тоже из римской традиции. «Вестибулум» – посвященный Весте, эта богиня, хранительница домашнего очага, обычно ставилась сразу за дверью в специально отведенном месте.
Еще один загадочный элемент на фасаде – картуш со скрещенным молотом и наковальней. Это эмблема министерства угольной промышленности, которое восстанавливало здание в конце 1940-х.
В скверике через дорогу есть интересная скульптура – муравей с монетой. Ее автор Дмитрий Ив считает, что украинцы, как и муравей, трудолюбивы, сильны, наделены интеллектом и могут даже хищнику дать отпор. Ну а монетку покрутить и посмотреть, что нам судьба готовит.
Отсюда рукой подать до Пассажа. Мы туда не заходили, но если есть желание увидеть господина Городецкого, то милости просим сделать небольшой крюк.
Ул. Городецкого № 13. На здании можно увидеть дату – 1884, но усадьбу Меринга застраивали в 1890-1900 гг. Разгадка в том, что собственником усадьбы здесь был Йосиф Кимаер, которому принадлежала мебельная фабрика и большой магазин. Именно мебельная фирма была создана в 1884 году и переместилась на эту улицу позже. Фабрика и дом, где жил Кимаер, выходила на улицу Институтскую на месте нынешнего выхода метро. Сам же магазин был обращен фасадом к нам. Современники описывали шик салона: витрины и двери сделаны из богемского стекла и оправлены в металл художественной ковки, гарнитуры внутри магазина дополняли пальмы, фикусы и драпировки.
Ул. Городецкого № 15. Это здание производит особое впечатление своей отделкой. Во-первых, считается, что это первое жилое здание, построенное в стиле модерн. Его внешний вид заметно отличается от предыдущих: круглые или скругленные в углах окна, растительный орнамент, решетка балконов поддерживает общую стилистику рисунка. В то же время здесь опять встречается античный сюжет, а здание имеет название – «колыбель духов». Маскарон в самом верху здания – мужчина с широко раскрытым ртом как бы готовится что-то поглотить или наоборот – извергнуть. Это Кронос, первоначальное божество. Ему было предсказано, что его свергнет сын, и Кронос, дабы удержать власть, проглатывал каждого новорожденного. Но вот его жена Рея, которая тоже представлена на фасаде, решила схитрить. Одного из детей, Зевса, она спрятала. А чтобы Хронос не услышал ребенка, существа корибанты били в барабаны. Авторы книги «Киев в стиле модерн» видят в этом некую связь: как из хаоса стал космос, так из дикой природы человек создает культурное пространство.
Поднимаемся к площади Ивана Франко. Здесь знакомый нам по Золотым воротам фонтан Термена, скамейки и можно отдохнуть.
Здание театра построено в 1898 г. Арендовал его актер, режиссер и антрепренер Николай Соловцов. В сквере можно увидеть актеров, чья жизнь была связана с этим театром уже в XX ст. На скамеечке сидит Николай Яковченко, у ног – его любимая собачка такса Фан-Фан. Актер работал в театре, широкому кругу украинских зрителей памятен по киноработам: «Максим Перепелица» (Кондрат Перепелица, механик), «За двома зайцями» (Прокоп Свиридович Сирко), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (Пацюк), «Королева бензоколонки», «Вий» и много других.
Такса Фан-Фан была любимой спутницей актера, с ней он даже на прогулке разыгрывал роли, чем радовал случайных прохожих. Водил любимицу на длинном-предлинном поводке и на соответствующие вопросы отвечал, что она не переносит спиртного запаха. Сам же актер любил выпить.
Справа от театра им. И. Франко прямо за ним идет лестница вверх на Банковскую улицу. Здание, которое она огибает, знает весь Киев. Поднимаясь по ней, уже в зарослях, будто джунглях, можно увидеть далеко не здешних зверей.
Дом с химерами. Так прозвали доходный дом Владислава Городецкого в Киеве. Известный архитектор, автор караимской кенассы и католического костела Св. Николая в своем строении реализовал полет фантазии сполна. Вокруг этого здания много легенд. Предложите гостям для начала поискать химер. Если присмотреться, то окажется, что никаких чудищ нет. Все скульптуры – вполне реальные животные и птицы, и тому есть вполне обычное необычное объяснение. Начнем с того, что сам участок между бизнес-центром Киева и жилым районом аристократии и финансовой элиты города Городецкий покупает за незначительную сумму. Перепад высоты слишком значителен, и считается, что участок не пригоден для строительства. Существует легенда, что один из городских архитекторов упрекнул Владислава в помешательстве, на что тот предложил пари о постройке дома. Городецкий был знаком с талантливым инженером А. Страусом, который еще при строительстве Николаевского костела предложил использовать сваи. Этот же метод Городецкий использовал здесь и выиграл пари.
Дом архитектор строил для себя – здесь размещалась его квартира с многочисленными комнатами и кабинетом, и для дохода – несколько квартир в доме сдавались в долгосрочную аренду. Стоящий отдельно дом, пусть с маленьким, но все же садом и даже со свежими сливками к утреннему кофе ценился почти как усадьба. Необычную внешнюю отделку здания по эскизами самого Городецкого выполнил его частый партнер скульптор Элио Сала.
Мотивы такой фантазии в Киеве объясняли по-разному. Владислав Городецкий был увлеченный охотник и отправлялся в длительные путешествия. Он побывал в Афганистане, пограничных районах Персии, на Алтае, в Западной Сибири и на африканском сафари. Архитектор стал одним из 15 Почетных членов Киевского отдела охоты, это высокий статус, ведь все остальные были сенаторы, Великие князья, генералы и даже принц. В свете этого вполне закономерен внешний образ дома. Под стать ему было и внутреннее убранство, которое повторяло животный и водный мир.
Вторая легенда о химерах Городецкого носит коммерческий характер. Архитектор был совладельцем цементного завода «Фор» и якобы для того выдумал украсить свой дом скульптурами, чтобы прорекламировать отличные свойства нового на то время и недешевого материала. Так или иначе, господин Городецкий был мастер эпатажа: после очередной поездки прибыл в Киев и прокатился с ветерком в открытом автомобиле красного цвета и с обезьянкой на плече. По тем временам, когда авто в городе – считанные штуки и обезьянки – только в цирке одна-две, это все было просто неслыханным делом и обсуждалось в городе очень долго.
В 1920-м году архитектор оставляет Киев и уезжает в Польшу, строит железнодорожный вокзал в Тегеране, дворец Шаха, отель. Дом с химерами теперь относится к администрации президента, там принимают иностранные делегации и периодически проводят экскурсии, на которые надо записываться заранее.
На этой же площадке напротив Дома с химерами располагается администрация президента.
Здание на этом месте возвели еще в 1870-х, и всегда оно носило военный характер. Здесь располагались генералы Российской империи, потом Генеральный штаб Украинской армии во время УНР, потом Генштаб армии Украинского государства при гетмане Скоропадском. Новое здание на старых фундаментах построили в 1936-1939 гг. После войны в здании разместился центральный комитет коммунистической партии Украины. Именно здесь и располагались кабинеты первых секретарей: Хрущева, Шелеста, Щербицкого. Возможно, призраки прошлого не дают покоя новым обитателям дома.
Фото на память и двигаемся в сторону улицы Грушевского. Кстати, проходя мимо Дома писателей (ул. Банковая, 2), загляните в его дальнюю дверь, и в маленькой кофейне «Эней» увидите оригинальный интерьер киевских особняков.