Похитители велосипедов

Автор: Максим Мухин
11:56 03.06.2016

Европейская пресса уже успела прославить Украину как лидера по продажам краденых велосипедов. Пять лет назад в Германии похитили двухколесного транспорта…
Читать дальше

Похитители велосипедов
Світлодіодне освітлення

Европейская пресса уже успела прославить Украину как лидера по продажам краденых велосипедов. Пять лет назад в Германии похитили двухколесного транспорта на €120 млн, а сегодня запросы на продажи подержанных велосипедов из этой страны занимают первые строчки в Google. Вместе с тем правильно организованный процесс законной покупки велосипедов за границей может стать доходным бизнесом в Украине. Главное его преимущество, как и в 1990-х в случае с автомобилями, – качественная техника за адекватную стоимость

Против вора нет запора

Департамент коммуникации Национальной полиции Украины сообщает «Большому Киеву», что отдельная статистика по кражам велосипедов не ведется. Однако есть данные, что в столице в 2014 году из 63 454 открытых досудебных расследований по кражам в суд передано 208 дел, в которых предметом посягательства значится велосипед.  В 2015 году цифры такие – 166 из 70 235 заявлений о кражах. В первом квартале текущего года – 25 из 18 702.

Однако в велосипедном сообществе называют официальную статистику необъективной. Член Ассоциации велосипедистов Киева (АВК) Николай Вогник утверждает, что зачастую пострадавшие просто не обращаются в полицию, а ищут украденные велосипеды своими силами.

«Могу рассказать свою историю. Я человек, у которого уже украли четыре велосипеда, при этом не удалось найти ни одного. Мой первый велосипед увели из подъезда, просто перекусив велозамок. Затем я купил абсолютно простой, невзрачный байк, думал, что воры на него не позарятся. Но его тоже украли, со двора, спилив очередной замок», – рассказывает Вогник.

По его словам, полиция принимает заявления о кражах, но дальше дело не идет, поскольку у правоохранительных органов просто нет ресурсов для поисков велосипедов. Собеседник «Большого Киева» предлагает не экономить на велосипедных замках и их количестве, но признает, что ни одно устройство или механизм не дает стопроцентной гарантии.

«Сегодня самыми проблемными для велосипедных воров являются замки типа U-Lock. Их нельзя перекусить кусачками или быстро распилить. Мой третий велосипед был прикован толстой цепью и таким замком, что в итоге воры распилили цепь. Четвертый был с несколькими замками и цепями, но и это не уберегло от кражи. Здесь воры вырезали кусок велосипедной рамы», – делится подробностями Вогник.

Совладелец интернет-магазина Evrovel Виталий Терещенко называет единственной гарантией сохранности велосипеда постоянный визуальный контроль за ним. Впрочем, иногда злоумышленники идут даже на разбой.

«Были случаи, когда у подростков просто отбирали велосипеды. Например, в Голосеевском лесу орудовала банда, силой отбиравшая велосипеды. Ездоков просто сбивали: пока человек приходил в себя – воров и след простыл. А однажды у знакомой девушки украли велосипед с балкона на пятом этаже. Просто спустились на веревках с крыши и спокойно забрали его с незастекленного балкона», – рассказывает «Большому Киеву» Терещенко. 

Несмотря на малые шансы найти велосипед с помощью правоохранительных органов, в АВК все же рекомендуют добиться открытия досудебного расследования. Если велосипед все же найдут, пострадавшему будет проще доказать право собственности на транспортное средство.

«После заявления в полицию стоит предоставить максимальное количество информации о велосипеде: его техпаспорт, квитанцию о покупке, промежуточных ремонтах, фотографии. Дальше следователю стоит каждый день напоминать о себе, пока не будет открыто дело», – советует Вогник.

Кроме полиции, к поискам стоит подключить профильные велосипедные форумы и группы в социальных сетях. Изучить предложения на сайтах по продаже б/у велосипедов и запчастей к ним. Существует вероятность того, что какое-то время спустя после кражи велосипед или некоторые его комплектующие части появятся в продаже. 

Европейская слава

В онлайн-сообществах неоднократно поднимается тема украденных в Европе велосипедов, которые продаются  за половину реальной цены. Например, в 2010 году британская ежедневная газета London Evening Standard сообщала о задержании группы украинцев, воровавших велосипеды для дальнейшей отправки в Украину.

Затем итальянские журналисты из программы Le Iene на канале Italia 1 показали сюжет об украденных велосипедах, продающихся на украинских сайтах. Репортеры вместе с владельцем магазина нашли его спортивный  велосипед стоимостью в €5 тыс., который в Украине предлагали купить за $2,6 тыс.

[video:https://www.youtube.com/watch?v=fS2PZk0HrQc autoplay:0]

В Германии в 2010 году похитили почти 180 тыс. велосипедов общей стоимостью свыше €120 млн. При этом, как пишет The Local, подавляющее большинство краж пришлось не на мегаполисы, а на города средней величины.

«Большой Киев» не берется утверждать, что продаваемые в Украине б/у велосипеды из Европы краденые все до одного. Интерес к транспортному средству сомнительного происхождения зависит от самого покупателя, выбор ему никто не навязывает. Активист АВК Николай Вогник утверждает, что велосипеды ведущих торговых марок, при этом последних лет выпуска, не могут стоить половину их цены.

«Попросите продавца прислать вам фотографию с номером рамы – он, как у автомобилей, индивидуальный. Дальше стоит «пробить» номер по одному из онлайн-сервисов с базами данных украденных велосипедов, например MyBikeNumber», –советует он.

К слову, в указанном сервисе каждый день обновляется информация о кражах, в частности, в Киеве.

Виталий Терещенко из магазина Evrovel, который занимается продажей велосипедов, бывших в пользовании, заверяет «Большой Киев», что весь товар ввозится в страну легально.

«Мы за велосипедами ездим сами, у каждого своя история, которую можем рассказать покупателю. При покупке в Европе у продавцов берется расписка, чтобы не возникало проблем с местной полицией. Сейчас польские и немецкие таможенники или полиция проверяют все номера рам», – убеждает он «Большой Киев».

Как это работает

Продавцы велосипедов европейского происхождения неохотно делятся деталями своего бизнеса. Равно как и не распространяются о финансовой составляющей, отшучиваясь, что это лишь часть хобби. Но собеседник «Большого Киева», имеющий опыт в этом бизнесе, делает акцент на его высокой рентабельности. По его словам, «честные» велосипеды покупаются за границей на барахолках или по объявлению. Средняя цена составляет €30-150, а модели дороже покупаются под заказ конкретного клиента. В дальнейшем их следует переправить в Украину своими силами или через «перегонщиков». На финальном этапе велосипед настраивается в мастерской и готов к продаже.

«Велосипеды по €30-50 в Украине продаются по 3-4 тыс. грн, те, что подороже, как правило, в полторы цены закупки. При высоком обороте продаж получаются хорошие деньги, которые покрывают все расходы и позволяют быть в большом плюсе. Но здесь есть проблема: конкуренты с «нечестными» велосипедами уводят покупателя, предлагая топ-модели за половину их цены», – рассказывает собеседник. Он также отмечает, что для того, чтобы ввезти велосипеды с минимальными финансовыми затратами, нужно иметь связи на таможне.

«Большой Киев» поинтересовался на таможенном посту в Рава-Русской Львовской области, как на территорию Украины беспошлинно можно ввезти велосипед.

«Согласно законодательству, велосипед считается личной вещью гражданина, пересекающего границу. Его не нужно растаможивать. Если вам нужно завезти больше, то берите в машину больше людей. Например, трое взрослых и один ребенок – это уже четыре велосипеда. Во всех иных случаях необходимо растаможить груз», – объясняет дежурный оператор.

В львовской  брокерской компании «Пелат» говорят, что подержанные велосипеды можно ввезти в собранном состоянии или как комплектующие. Главное условие – чтобы на территорию Украины их ввозило физическое лицо, так проще проходить процедуру растаможивания.

«Груз стоимостью не больше €10 тыс. облагается налогом в 32% от суммы. При этом ограничений по количеству въездов за день нет. Не стоит рассчитывать, что документы с заниженной стоимостью велосипедов позволят сэкономить на налогах. Таможенники принимают их к сведению, но проводят оценку по ценовой базе. На основании этого и проходит начисление суммы растаможки», – рассказывает брокер, отказавшийся назвать свое имя.

Великий Київ у Google News

підписатися