Почему европейцам нравятся храмы и архитектура, а американцам – муралы

Автор: Надія Музлова
11:05 12.07.2019

Если верить социологическим опросам, то свой город киевляне ценят не за уровень зарплат и даже не за карьерные перспективы, а…
Читать дальше

Почему европейцам нравятся храмы и архитектура, а американцам – муралы
Світлодіодне освітлення

Если верить социологическим опросам, то свой город киевляне ценят не за уровень зарплат и даже не за карьерные перспективы, а за возможности побаловать себя впечатлениями. Проще говоря: парки, музеи, выставки, фестивали и концерты. Все это в Киеве ценят и туристы.

Две стороны жизни

За полгода Киев посетили более 1 млн иностранцев и 1,4 млн украинцев. Если так пойдет и дальше, то за год гостей в городе побывает больше, чем жителей. Топ-5 стран, из которых едут к нам гости: Беларусь, Израиль, США, Германия, Турция – это в порядке убывания количества туристов. Основная причина приезда – все-таки деловая, поэтому активным сезоном в Киеве считается не лето, время отпусков, а осень. Это лето, правда, стало исключением: из-за продлившегося активного политического сезона не едут на отдых и работники, как политических, так и частных деловых компаний.

Какие туристы едут в Киев, что смотрят и чем их можно удивить, рассказала «Большому Киеву» основательница бюро экскурсий Walk&Talk гид София Грабовецкая.  

София Грабовецкая

По вопросам бизнеса в столицу Украины летает много американцев, немало англичан и французов, есть поляки. Испанцы и итальянцы путешествуют сюда редко. Зато есть австралийцы, и очень много ездят немцы – они вообще любят путешествовать. Китайских и японских групп мало, даже во Львове в прошлом году было больше, говорит София.

«Экскурсия для бизнес-туристов – в 99% случаев обзорная. Но я все-таки стараюсь показать две стороны: привычные для нас памятники, например, Золотые ворота, София, Старокиевская гора и вторую сторону жизни города  – дворики, стрит-арт и галереи», – рассказывает София Грабовецкая.

Удивляет ли Киев иностранцев, особенно европейцев? Да, ведь часто они ожидают увидеть советский город, похожий на Минск или Москву, а находят его очень европейским – в архитектуре, в услугах, в ресторанах – у каждого есть свои фишечки: борщ подают в капусте или черные вареники, делают котлету по-киевски или сало в шоколаде.

WOW-эффект

Узнаваемую для европейцев архитектуру можно найти на Липках или на Андреевском спуске, восточно-европейскую – на Подоле. Кого-то интересует модернизм, который тоже был популярен в Европе, у нас это – тарелка на Лыбедской и крематорий на Байковом кладбище. Очень многих впечатляет храмовая архитектура: София Киевская и Михайловский златоверхий производят сногсшибательный эффект, особенно если гость никогда не был в классической ортодоксальной церкви.

«Когда они видят алтарь в церкви Богородицы в Лавре – для них это нечто невероятное. Европейцы в большинстве своем либо протестанты, у которых ничего подобного нет. Либо католики, у которых нет алтаря, либо нерелигиозные люди, которые даже не представляли, что такое бывает», – поясняет София. Православный храм с пышным убранством внутри для европейцев, как для нас первый раз увидеть буддийский храм: совсем другой культурный пласт.

Американцев, у которых и свое-то государство молодое, тысячелетние истории не очень интересуют. Им любопытно послушать о советском периоде, о Чернобылье, увидеть муралы и стрит-арт.

Сложнее всего удивлять и увлекать туристов, которые уже многое видели в путешествиях по миру. Тогда нужно обращать внимание на увлечения гостей, говорит гид. Если гость интересуется искусством – топ-5 галерей Киева или самые интересные муралы – здесь и о истории можно. Кого-то впечатляет ВДНХ – «Экспоцентр Украина» своей монументальностью, кого-то музей Майдана. Выезд в парк «Киевская Русь», фестиваль, например, уличной еды на арт-заводе «Платформа» – то, чем город выделяется даже для видавших виды. Оригинальным иностранцы находят мастер-класс по Петриковской росписи, по гончарному искусству и экскурсию за кулисы оперного театра.

Удивлять и удивляться

В работе гида-экскурсовода есть всякие необычные гости и происшествия. Например, был у гида гость из Швейцарии, сын банкира, на белом ягуаре с кожаным салоном, ездили по мостам через Днепр и любовались видами. Самой важной и интересной темой для иностранца была Революция Достоинства и жизнь после нее.  Завершили же прогулку на арт-причале.

Другое незабываемое впечатление София Грабовецкая получила вместе с гостями… от водителя. Пара заказывала экскурсию срочно – водитель на тот момент был занят и порекомендовал своего хорошего знакомого по той же цене, что и сам работал.

«На встречу приехало авто марки BMW с белым кожаным салоном. Когда проезжали Липки и Администрацию президента, водитель вдруг и говорит: «Я здесь работал, был охранником президентов и со мной вы можете ничего не бояться». С этими словами открывает подлокотник и достает оттуда пистолет. Вот это действительно впечатляет. Хорошо, что гости были с чувством юмора», – говорит гид.

Оказалось, что водитель в охране уже давно не работает, но на память о тех временах осталась машины с белым кожаным салоном и пистолет.

One dollar или можно дороже?

Популяризация себя как места, где все дешево, начинает служить во вред городу, считает София Грабовецкая. Когда бутылка пива стоит полдоллара или доллар, гости удивляются, почему они должны платить десятки долларов за экскурсии или другие услуги.  Но ведь они не хуже, чем в том же Риме, возражает гид. Интересно, что туристы часто могут и вроде готовы заплатить по европейским тарифам, но реклама о тотальной дешевизне в Украине включает некий образ: за доллар здесь можно все.  Наверняка это не тот портрет, который хотел бы иметь Киев и Украина в целом.

«Мы можем зарабатывать больше, если поднимем уровень сервиса, и не будем стараться заработать как в последний день, как это было на чемпионате по футболу в прошлом году, когда цены взвинчивали в 10 раз, а уже забронированные номера перепродавали дороже», – говорит гид. Честность и порядочность – это раз.

Английский на улицах чаще слышен благодаря молодежи. Но в билетных кассах для иностранцев хоть распечатки с ходовыми англоязычными фразами раздавай. В чем смысл таких касс, если их сотрудники не понимают иностранцев точно так же, как и в остальных окошках, – никому непонятно. В инфоцентрах по городу та же история. Сервиса на английском почти нет – это два.

«Я в Берлине была на экскурсии, на которой по пути мы часто садились на лавочки и отдыхали, слушая рассказ. Я подумала: почему я так не делаю? Да потому что негде! Возле Золотых ворот пять лавочек и все всегда заняты. Потом идем по Ярославовом Валу – и тоже не присядешь. Сворачиваем на Рейтарскую, заходим во дворики: в одном месте на солнцепеке стоит скамейка. Потом Софийская площадь – большая и пустая, присесть негде. А это идет второй час экскурсии, – объясняет София Грабовецкая. – Киев – это город, в котором люди никогда не устают». Измученный турист – недовольный турист априори. Скамейки по туристическим маршрутам – это три.

Сюда же в компанию можно отнести и туалеты. Да, есть в каждом заведении, устанавливают на улице цилиндрические конструкции. Но куда девать группу из 10-30 человек? В очередь на полчаса ради туалета? Большой туалет появился на Андреевском спуске – это уже победа. Далее по маршруту – на территории Михайловского златоверхого и в Софии, конечно, если группа купила билеты и заходит на территорию. Санитарные удобства – это четыре.

Парковки для туристического транспорта в Киеве как бы есть, но заняты обычно частными автомобилями. Чтобы высадить большую группу туристов возле Золотых ворот – приходится фактически перекрывать полосу. В результате, громкие сигналы и осадок на душе как у хозяев города, так и у посетителей. Парковки для транспорта – это пять.

Но пока городского бюджета на развитие туризма хватает только на промо-кампанию Киева за рубежом. Почему? Об этом в нашей следующей статье на эту тему. А также ответ на вопрос: зачем Киеву туристы.

Великий Київ у Google News

підписатися