По ту сторону действительности

Автор: Виктория Полиненко
09:03 16.07.2018

Есть книги, от которых даже в самую жаркую пору мурашки бегут по коже и стынет в жилах кровь. Само появление…
Читать дальше

По ту сторону действительности

Есть книги, от которых даже в самую жаркую пору мурашки бегут по коже и стынет в жилах кровь. Само появление обитающих в них сверхъестественных существ и жутких тварей, словно выползших из галлюцинаторных снов, освежает не хуже мохито

Классика ужаса

Современники Говарда Филлипса Лавкрафта говорили, что такого скептика было еще поискать. Впрочем, склонность сомневаться и помогла американцу, использующему тягу к оккультному как прием, создать целую Вселенную с разветвленной, хотя и хаотической мифологией, богами, героями, особой географией и тайными пророчествами. Несмотря на то что он предпочитал рассказ прочим жанрам, краткость не была сестрой его таланта, и это к лучшему: обрастая словами, отрывочные видения приобретали литературную цельность и затягивались фирменным флером жути.      

Полное собрание прозы Лавкрафта в переводе на украинский сейчас в разгаре производства. Только что опубликован экваторный том, в который вошли поздние тексты. «Шепіт у пітьмі» повествует о расе межзвездных Крылатых: они близки по форме к грибам и для изучения человечества облюбовали северо-восток США. «У горах божевілля» развивает космогонию Ктулху, рассказывая о поселившихся в Антарктиде Древних. «Морок над Інсмутом» погружает читателя в глубины, где обитают разумные амфибии. «Сни у відьомському домі» и «Потвора на порозі» затягивают в кошмары с разными тварями, а «За пеленою часу» подытоживает произведения, чьи герои находятся в состоянии измененного сознания, иногда – не по своей воле.

Говард Філіпс Лавкрафт. Повне зібрання прозових творів. – К.: Видавництво Жупанського. – Т. III

Мистический триллер

Представьте картину: обычная семья садится ужинать, за столом обсуждаются текущие дела, а в углу стоит привидение с зашитыми глазами и ртом. Не очень аппетитное зрелище, однако, что поделаешь, если все в Блэк-Спринг подчинено воле некогда замученной тут ведьмы. Остается только прикрыть ей лицо и продолжать заниматься своими делами. Пока злосчастная Катарина не может видеть и говорить, и ущерб от нее невелик. Правда, никто из «прописанных» в городке не может надолго покинуть его и наладить общение за его пределами, но к этому привыкли. Гораздо страшнее, если о ней прознают чужаки – кто-нибудь любопытный да попытается отворить ей уста, что грозит смертельной катастрофой.

Одного из главных героев «Відьми» зовут Стив, и это «ж-ж-ж» неспроста. Томас Олде Хьовелт – прилежный ученик Кинга, и книга голландца – наглядное доказательство, что уроки мастера пошли ему на пользу. Крепко скроенная история, яркие персонажи, чьи решения в сложных ситуациях поражают остроумием, незаметно подкрадывающийся саспенс – в романе есть все, что положено для качественного атмосферного триллера.           

Томас Олде Хьовелт. Відьма. – К.: КМ-Букс

Социальный хоррор

«Містер Сплітфут» четко делится на две параллельные прямые, которые пересекаются в конце, и до этого конца стоит добраться, иначе 400 страниц чтения псу под хвост. Рут и Нэт – сироты в приюте, который содержит мошенник, наживающийся на детях с физическими и/или психологическими отклонениями. Даже на пороге совершеннолетия они абсолютно бесправны, и когда им попадается еще один шарлатан, вынуждены согласиться на сулящую прибыль аферу. Будучи наблюдательными от природы, они легко выдают себя за медиумов. От клиентов, желающих поговорить со своими мертвецами, нет отбоя.

Вторая линия еще причудливей: спустя десять лет изможденная и молчащая Рут появляется на пороге своей беременной племянницы. Кора, едва знакомая с теткой, тут же понимает, что от нее требуется. Две с половиной женщины пешком идут через целый штат – то ли спасаются, то ли стремятся к неведомой цели.

Ключ к роману Саманты Хант – в его названии. Знаменитые сестры Фокс, чьи публичные сеансы по вызыванию духов в середине ХIХ века положили начало моде на спиритуализм, милое домашнее прозвище «Мистер Сплитфут» дали дьяволу. Писательница с такой силой критической страсти проехалась по религиозным суевериям, псевдодуховным практикам, материнству как явлению и социальной защите, что кажется, будто сам сатана осеняет происходящее в книге. На фоне царящего здесь посюстороннего мрака потусторонний выглядит приятным дополнением.

Саманта Гант. Містер Сплітфут. – К.: Книголав

Плутовской роман с подвохом

Поначалу никаких мистических явлений не ожидается. «Вежа блазнів» стартует и развивается как типичная пикареска. Главного героя – молодого медика Рейнмара фон Беляу по прозвищу Рейневан – застают с женой рыцаря при самых фривольных обстоятельствах. После чего горе-любовнику остается разве что резво бежать, чем он и занимается значительную часть книги.

Но Анджей Сапковский не был бы собой, если бы ограничился историческим антуражем начала ХV века, гуситским движением, религиозными диспутами, предсказаниями, колоритными бытовыми подробностями с аутодафе включительно и проч. Элементы фэнтези просачиваются в роман, будто привет с того света, после смерти брата Рейневана. И средневековый сюжет о лихом авантюристе, который по совместительству еще и владеющий волшебством травника и заклинателя маг, начинает играть другими красками. А они чрезвычайно важны для понимания событий, ведь «Вежа…» – лишь первая часть трилогии, где место найдется и пламенным чувствам, и приключениям, и битвам, и чудесам.     

Анджей Сапковський. Вежа блазнів. – Х.: КСД

Великий Київ у Google News

підписатися