Велотрек появился в Киеве более ста лет назад. Инициатива принадлежала купцу Ивану Биленко. «Честь имею просить губернское правление выдать мне разрешение на постройку велосипедного трека и при нем деревянного павильона в усадьбе №58 по Фундуклеевской улице»
История, приключившаяся с памятником архитектуры, близится к завершению – киевский велотрек, который от полного уничтожения был спасен усилиями общественности и городских властей, получит новую жизнь. На его базе планируется создание центра велосипедной культуры путем объединения спортивного сооружения с прилегающим парком Олеся Гончара в единый комплекс.
Царское дело
Велотрек появился в Киеве более ста лет назад. Инициатива его строительства принадлежит купцу Ивану Биленко. «Честь имею просить губернское правление выдать мне разрешение на постройку велосипедного трека и при нем деревянного павильона в усадьбе №58 по Фундуклеевской улице», – говорится в прошении от его имени.
Открытие велотрека, приуроченное к празднованию 300-летия дома Романовых, состоялось в 1913 году. При нем был организован прокат и ремонт велосипедов, мотоциклов и автомобилей. На территории объекта работал летний театр с оркестром. При советской власти сооружение перешло в пользование добровольного спортивного общества профессиональных союзов «Авангард».
Олимпийский резерв
За два года до летних Олимпийских игр 1980 года киевский велотрек как резервный объект московской Олимпиады подвергся масштабному обновлению. Бетонное покрытие кольца сменилось деревянным, а зрительские трибуны стали вмещать 5 тыс. человек. В 1991 году дорожки снова стали бетонными. В 1998 году киевский велотрек был включен в реестр исторических и архитектурных памятников Украины как один из старейших велотреков Европы.
Круг замкнулся
В середине 2000-х началось планомерное уничтожение памятника истории и архитектуры.
Строительная компания «Консоль», которая принадлежала крымскому бизнесмену Владимиру Константинову, получила право на строительство высотного жилого здания напротив велотрека.
Под видом необходимости провести реставрационные и восстановительные работы на велотреке 14 ноября 2006 года народные депутаты фракции Партии регионов Виктор Корж и Эльбрус Тедеев направили письмо на имя премьер-министра Виктора Януковича.
«Просим вас, многоуважаемый Виктор Федорович, поручить Министерству культуры и искусств Украины, Киевской городской государственной администрации снять охранную грамоту и дать разрешение на проведение строительных работ по реконструкции учебно-спортивной базы велотрека «Авангард» в г. Киеве», – говорится в письме.
27 августа 2007 года велотрек был выведен из реестра памятников истории и архитектуры. В 2009 году началось его разрушение.
Период реконструкции
Общественность пыталась заступиться за объект, представляющий историческую ценность. Но протесты удалось свести на нет успокоительными заявлениями. «Могу вас заверить: там снесут велотрек, построят подземный паркинг и сверху велотрек станет на свое место. Там будет работать спортивная велосипедная школа. Никакого другого строительства проводиться там не будет», – заявил в апреле 2009 года и. о. председателя Киевской городской государственной администрации (КГГА) Анатолий Голубченко.
При этом и овальное кольцо должно было стать меньшим по диаметру – другими словами, предлагалось построить новый велотрек на крыше гаража.
Все пропало
Вся реконструкция памятника истории и архитектуры в исполнении компании «Консоль» ограничилась разрушением виража.
Кроме велотрека, превратившегося в свалку в центре столицы, так же плохо обстояли дела с высотным домом, из-за которого началась скандальная история. Продав все квартиры, «Консоль» потеряла интерес к объекту. К тому же застройщик взял кредит в «Проминвестбанке» под залог этого дома, чтобы заняться реконструкцией санатория на южном берегу Крыма. Владельцы квартир дома, который так и не был введен в эксплуатацию, остались наедине со своими проблемами. Объединившись в общество совладельцев многоквартирных домов, они, судя по информации на их сайте, сумели установить лифты и сейчас ожидают разрешения на подключение квартир к коммуникациям.
Период возрождения
Возращение велотрека в коммунальную собственность и его дальнейшую реконструкцию предусматривала предвыборная программа Виталия Кличко в 2014 году. Для начала объект перешел в собственность государства, после чего пришла очередь возвращать его городу. Параллельно с этим министр культуры Евгений Нищук добился, чтобы велотрек был вновь включен в реестр памятников истории и архитектуры.
Усилиями общественных активистов территория была очищена от мусора. В конце 2015 года мэр Киева Виталий Кличко подписал распоряжение о реконструкции площадки. Ее восстановлением занимается КП «Житлобудінвест УКБ».
Центр велосипедной культуры
По словам заместителя председателя КГГА Александра Спасибко, реконструкция не ограничится восстановлением полотна велокольца, которое обойдется в 3 млн гривен. Велотрек планируется превратить в целый комплекс для отдыха и занятий спортом.
«Кроме полотна, будет реконструировано административно-спортивное здание с современным оборудованием помещений для спортсменов. Строятся раздевалки, душевые, медпункт, тренажерный зал с сайклинг-студией, мастерская для ремонта и боксы для хранения велосипедов. Также идет восстановление трибун, создается музей велосипедного спорта», – делится планами Спасибко.
Директор КП «Житлобудінвест УКБ» Вячеслав Непоп говорит, что новый велотрек будет тематически объединен с парком Олеся Гончара. Внутри кольца откроют экстрим-парк и детскую спортивную школу. Возле входа в велотрек будет организована парковка для зрителей и спортсменов. Развитие комплекса повлияет на благоустройство ближайших домов.
«Когда мэр Кличко встречался с местными жителями, мы договорились, что на улице Липинского будет положен новый асфальт. Сейчас рассматривают вопрос введения на улице одностороннего движения, потому что там постоянные заторы. Также вдоль домов, где мы прокладываем новые коммуникационные сети, вместо асфальта будет выложена красивая фигурная плитка», – обещает Непоп в разговоре с «Большим Киевом».
Финишный рывок
Руководитель «Житлобудінвеста» заверяет, что «здание, на котором будут размещены трибуны и раздевалки, готово примерно на 85%. Уже почти вышли на кровлю. Скоро будем штукатурить и проводить электричество. Приступили к ремонту кольца и обустройству паркинга. Ориентировочный срок сдачи объекта – конец июня».
По его словам, велотрек будет готов принимать соревнования мирового масштаба.
«Мы используем покрытие итальянской фирмы Mapei. Аналогичное покрытие у испанского велотрека, который с 2013 года принимает все мировые соревнования. На киевском велотреке можно будет проводить соревнования всех уровней. Сейчас мы обсуждаем дальнейшее обустройство. Собираемся установить табло, систему фотофиниша. Также хотим сделать навес, чтобы его можно было использовать в любой погодный сезон. Но это уже будет не в этом году», – резюмирует Непоп.