Крупнобюджетный «Першому гравцю приготуватися» в 2018 году выходит 29 марта. Почему в такое странное время? Потому что скоро Пасха. При чем тут этот праздник к фантастике про виртуальную реальность в мире будущего? Потому что он про пасхальные яйца. В каком смысле? Сейчас узнаете
В свое время Стивен Спилберг в буквальном смысле слова изменил киноиндустрию. Сделал это он, страшно сказать, 43 года назад. Невероятный успех его фильма «Челюсти», выпущенного 20 июня 1975 года, превратил лето из мертвого сезона в самое горячее время кинопроката. Теперь, спустя почти полвека, режиссер, кажется, решил сдвинуть календарь премьер еще раз, выбрав для этого такой неочевидный «якорь», как Пасха.


В 2045 году в мире, пережившем несколько серьезнейших экономических кризисов, страдающем от перенаселения, жить никому не хочется. Особенно когда есть OASIS – не столько игра, сколько целый виртуальный мир, созданный эксцентричным миллиардером Джеймсом Холлидеем. Надел шлем, сенсорные перчатки и вперед. Там можно выглядеть как хочешь, ходить на свидания с совершенно неизвестными тебе (и фантасмагорично выглядящими) существами, создавать кланы, участвовать в квестах, находить артефакты и наращивать умения. Все как в компьютерной игре. Только она подменила многим всю жизнь.


У игры, впрочем, есть и главное задание. Перед смертью Холлидей объявил, что в игре содержится секрет, на геймерском жаргоне – «пасхальное яйцо», к которому ведут три ключа. Кто найдет его, станет наследником автора и хозяином OASIS. Но так как уже много лет половина населения мира не нашла даже первого ключа, то за священным Граалем этой игры теперь гоняются единицы. Например, наш герой. В игре – Парсифаль, в жизни – Уэйд Уоттс, подросток-сирота, живущий в трущобах города Колумбус, штат Огайо, со своей теткой. Но так как на кону все-таки стоит полтриллиона долларов, то «пасхальным яйцом» интересуется и куда более крупный игрок – мегакорпорация IOI, глава которой спит и видит сон, в котором 80 процентов поля зрения любого игрока можно занять рекламой. Поэтому корпорация засылает в игру нанятых виртуальных игроков-«шестерок», надеясь, что когда-нибудь не качеством, так методом тыка главный приз они таки раздобудут.


Ну и почти все. В отличие от серьезных фильмов про опасности, которые таят для нас в будущем виртуальные реальности, «Першому гравцю приготуватися» застывает где-то на полушаге. Одной рукой он отвешивает слабые подзатыльники эскапистской массовой культуре и тому, на что мы тратим свою жизнь, но в первую и самую главную очередь незамутненно ей радуется. Этот фильм не просто замешан на поп-культуре последних 40 лет. Это ее энциклопедия. То самое огромное жутко вредное блюдо, где вперемешку чипсы, мороженое, бургеры и все то, чего мы не наелись в детстве, потому что вредно. Это фильм для вашего внутреннего подростка, и не важно, сколько ему лет – 15 или 85. Он рисует общество, помешанное на культуре 1980-х, потому что это единственный путь понять, чем руководствовался создатель OASIS, когда прятал в ней то самое «пасхальное яйцо». И сам фильм практически в каждой сцене явно или скрыто отсылает к какой-нибудь книге, игре или фильму. Термин «пасхальное яйцо» произошел от европейского обычая пасхальной охоты за яйцами, когда раскрашенные или обернутые в фольгу яйца прятались родителями в доме, где их должны были искать дети и собирать в корзинку. Сегодня «пасхальным яйцом» называют скрытые, неочевидные шутки в программах, играх или фильмах. И этот фильм – одна непрекращающаяся охота за ними.


Магия Спилберга базируется на двух слонах. Он прекрасный рассказчик, и его фильмы всегда великолепно технически сделаны. Сложные, многослойные произведения ему удавались редко, но «Першому гравцю приготуватися», к счастью, к ним не принадлежит. Это огромный, потрясающе сделанный аттракцион, половина которого происходит в виртуальной реальности со своими абсолютно нереалистичными и часто захватывающими правилами. Оператору Янушу Камински, кажется, удалось воплотить все свои фантазии о невозможных пируэтах камеры в кино. Мораль этого фильма проста и не скрывается за складками умничанья. Он энергичен (иногда даже слишком) и снят человеком, который и в свои 71 остается, кажется, тем же самым подростком, который в начале 1960-х снимал на камеру Super 8 самодельные фильмы про инопланетян или ковбоев и злодеев. Только теперь в его распоряжении 175 миллинов долларов бюджета «Першому гравцю приготуватися». И он хорошо знает, что с их помощью хочет рассказать.

