После советского периода забвения религиозных традиций Киева святой Николай кажется пришлым и в основном новогодним персонажем. Однако его киевской истории уже почти тысячу лет. Не так давно этот праздник был сугубо взрослый и всенародный. В начале XX века под влиянием европейцев стал преображаться в детский. Трансформация была оборвана атеистами. Последние же годы популяризируется его европейский образ щедрого дарителя и опекуна детей. Что значил этот божий угодник для Киева в давние времена – на примере нескольких храмов.
Собор святой Софии – премудрости божией
«В соборе святой Софии в XI веке, то есть в самом начале ее существования, было сразу четыре изображения святого Николая: три фресковых и одно мозаичное», – рассказывает доктор исторических наук, заместитель директора по научной работе Национального заповедника «София Киевская» Вячеслав Корниенко. Пятое изображение – чудотворная икона Николая Мокрого, которая считается одной из самых древних на Руси, посвященных этому божьему угоднику. Название ее связано с одним из киевских чудес – о нем расскажем чуть далее. Сама же икона считалась чудотворной и привлекала большое количество паломников.
Обилие изображений святого в одном соборе может быть связано с Владимиром Святославовичем, крестителем Руси. Профессор и сотрудник Национального заповедника «София Киевская» Надежда Никитенко предполагает, что у великого киевского князя и одновременно основателя Софии Киевской могло быть второе – молитвенное, тайное имя Николай. В средневековой церковной традиции был обычай давать при крещении два имени: одно светское, второе – тайное молитвенное. Крестными отцами князя Владимира были император Византии Василий II и патриарх Константинополя Николай Хрисоверг. Крестильное имя Владимира было Василий, логично предположить, что у него было и тайное молитвенное – Николай.
В пользу этой теории свидетельствует и предание об иконе святого Николая, которой Владимир был благословлен при крещении, привез из Корсуни и разместил в Десятинной церкви. В киевских путеводителях эта икона упоминалась вплоть до Первой мировой войны.
Что же касается простых горожан, то для них Николай был особенным святым. «Судя по большому числу граффити на стенах собора, молящиеся часто обращались к чудотворцу», – говорит Вячеслав Корниенко. Святой считался помощником во всех начинаниях, защитником и утешителем.
Церковь Николая Чудотворца Набережного
История этого храма связана с одним из киевских чудес святого Николая и упоминавшийся выше иконой Николы Мокрого. По преданию в XI веке семья, путешествовавшая в Вышгород на поклон мощам святых Бориса и Глеба, возвращалась по Днепру в Киев. Женщина задремала и выпустила своего малого ребенка из рук в воду. В отчаянии родители сначала укоряли святого Николая, покровителя путешественников, а потом стали ему усердно молиться. И вскоре в Софийском соборе возле иконы Чудотворца нашли здорового младенца в мокрых одеждах, от которых намок и край самой иконы. Родители узнали своего ребенка, а намокшее изображение стало одной из святынь города.
Напротив того места, где мать упустила младенца в воду, на берегу Почайны возвели деревянную церковь – отсюда и название Набережная. Каменный храм возвели уже в 1782 году по проекту Ивана Григоровича-Барского (строился 10 лет).
Церковь Николая Притиски
В XVII веке здесь находилась деревянная церковь. Каменный храм возник на рубеже XVII-XVIII веков и является одним из немногих зданий на Подоле, переживших страшный пожар 1811 году. Есть две легенды возникновения необычного названия. О первой рассказывают исследователи прошлых лет И. Максимович и Н. Закревский. Однажды ночью в церковь забрался вор, собрал добро в мешок и уже хотел вылезать через окно, как на него обрушилась тяжелая икона святого Николая, придавив «притиснувши» его к стене.
Другая версия более прозаичная и, по мнению исследователей, более поздняя. Якобы на днепровском причале – притыке – была прикреплена икона святого Николая и закрытая коробочка для сбора пожертвований на строительство храма. Так или иначе над входом в храм по углам козырька сегодня красуются рыбы.
Церковь Николы Доброго
Каменный храм был возведен в 1807 году по проекту архитектора А. Меленского. До наших дней сохранилась только часовня. Ранее на этом месте стояла деревянная церковь, построенная запорожским гетманом Самойло Кошкой в благодарность за спасение из турецкого плена. Считается, что и до нее здесь был храм.
В церкви находилась икона святого Николая Доброго, у которой тоже была своя история. У жителя Подола некоего Добрика служил невольник из половцев. Подолянин согласился отпустить половца на свободу в обмен на табун лошадей. Пригнать последних невольник поклялся перед образом святого. Однако, попав домой, забыл об обещании, данном перед изображением какого-то старца. Через какое-то время половец заболел и во сне ему явился тот самый старец, который напомнил об обещании. Бывший невольник собрал два табуна и пригнал в Киев: один – вернуть долг Добрику, второй – на продажу, с выручки и был построен храм. В связи с этой легендой на Подоле у купцов бытовал обычай заключать устные сделки перед образом святого Николая.
Другая версия происхождения названия церкви связана с милосердием. Некогда при церкви Николы Доброго находился шпиталь, в котором жили бездомные старики, лечились бедные и воспитывались сироты.
Церковь святого Николая на Аскольдовой могиле
Современный греко-католический храм возведен в начале XIX века по проекту архитектора Андрея Меленского. Разнообразные храмы и монастыри на этой территории сменяли друг друга, но все они носили имя Николая. С этой местностью связана легенда.
Великий князь киевский Мстислав Владимирович, сын Мономаха, охотился в печерских лесах и заблудился. Уже темнело, но князь неожиданно увидел свет, пошел на него и нашел икону святого Николая на высоком пне, а рядом была та самая дорога, которую он искал.
Разрушенные и современные
Много церквей, посвященных чудотворцу, находятся в составе киевских монастырей. Некоторые замечательные храмы не сохранились. Такие, как Никольский военный собор.
Оригинальная архитектура у католического костела святого Николая по проекту архитектора Городецкого.
Церковь Николая Чудотворца на воде возведена в 2004 году. Ведь сто лет назад на киевской речной пристани была часовенка этого святого.
Самый чтимый святой
Чуть более ста лет назад день святого Николая Чудотворца в Киеве, как и в Украине, не был детским праздником. Он был самым чтимым святым, молитвы к нему считались самыми действенными. «Неграмотные люди даже считали, что, когда бог умрет, на его место заступит святой Николай», – писал в своей книге «Рождество и Новый год в старом Киеве» Анатолий Макаров. В день памяти о святом было принято устраивать застолья, едва ли не всем селом, варить пиво и много пить. В этот же день начинался сезон кулачных боев, когда мужчины села или города выходили биться стенка на стенку. Возможно, это связано с легендой из жития самого Николая.
На Первом Вселенском Соборе святитель якобы отвесил пощечину другому священнику Арию, который утверждал, что бог-отец и Иисус Христос не есть единосущны. По сути, с этого начинается раскол церкви. Присутствие Николая на соборе протокольными документами не подтверждается. Однако в народе святой запомнился как строгий и справедливый покровитель.
В мире он прославился многими чудесами: и прекращением морских бурь, и спасением моряков, а населения целого города – от голода (уговорив то ли моряков, то ли купца повернуть корабль с зерном в порт голодающего города). Николай также известен как заступник оклеветанных и спаситель от тюрьмы, а то и казни.
У Киева тоже есть своя традиция: считалось, что надо обойти вокруг фонтана Самсона несколько раз и испить воды – и тюрьма тебе не грозит. То же самое надо было сделать тому, кто хотел завязать с криминальным прошлым.
Подарки и мандарины
Обычай дарить детям подарки в день памяти Николая Чудотворца в Киеве появляется к началу XX века. Сначала ставят начищенные туфли или вешают носочки в тех семьях, где один из родителей или гувернантка – из Европы. Через родственников и друзей традиция распространяется по всем семьям. Родилась же она из истории как Николай Мирликийский помог семье с тремя дочерьми.
Отец семейства так обеднел, что кормить дочек было нечем. В отчаянии он решается продать их, зарабатывая на их красоте, обычное в начальные века дело. Однако, Николай, живший по соседству и узнавший об этом, решает помочь. Только сделать он хочет не явно, на показ, а как учил Христос, тайно. Ночью святитель подбрасывает в обедневший дом мешочек с золотыми монетами. Найдя подарок утром, обрадованный отец пускает его на приданное дочери и выдает ее замуж. Увидев положительный результат, Николай ночь за ночью подбрасывает еще два мешочка с золотыми. Но на третью ночь хозяин дома пожелал узнать своего благодетеля: вечером не лег спать и подстерег Николая. Так история стала известна.
Что же касается самих мешочков с золотыми, по легенде они угодили в чулки, которые дочери вечером развесили сушиться. Поэтому подарки кладут в них. В церковной традиции символами этих трех подарков стали мандарины сорта клементин с золотистыми боками. По началу, в период Рождества дарили друг другу три мандарина как память о добре и помощи.