Ольга – киевская княгиня из мифов и легенд

24 июля Православная церковь отмечает День святой равноапостольной княгини Ольги. Это день ее памяти. Когда Ольга родилась, даже откуда она родом – было скрыто среди разночтений летописей и первоисточников. Парадокс, но женщина, которая попала в историю как политик, меценат и религиозный деятель, осталась в ней только в виде легенд.

То ли из Новгородской земли из Пскова – дочь или внучка Гостомысла, пригласившего Рюрика и его род на Русь. То ли болгарская княжна из Плескова, взятая Игорем после похода на Константинополь. Но что это за Плесков и почему поздние летописи называют ее княжной из Тмутаракани – даже на сегодня нет консенсуса у историков. Сходятся в одном – скорее всего, получила образование при дворе, скорее всего, легенды о встрече с Игорем во время охоты на куницу – красивая сказка. Вообще, все легенды о княгине Ольге скрывают довольно простую изнанку. Все они о выживании на самой грани.

На рубеже 940-х Киев никакой еще не центр империи – это торговый город, отбитый варягами у хазар. Путь из Скандинавии и Новгорода по Днепру в Черное море. Меха и зерно, мед и воск, награбленная викингами в Западной Европе церковная утварь и украшения, янтарь, железо, рабы – все это раскупалось сотнями тысяч жителей Константинополя со скоростью лесного пожара. Назад везли пряности, вина, редкие ткани, иконы и книги для первых церквей – в Киеве это была церковь святого Ильи, еще до Владимира и крещения. Оседлать такой путь означало получать дань не шкурками и ячменем, а полновесной монетой. Вот только «киевский стол» – просто формальность, все решают только мечи дружины. А северяне, поляне, радимичи, древляне могли выставить людей не меньше чем Киев и их постоянно приходится усмирять со времен Олега. На востоке сверхдержава того времени – Хазарский каганат. С ней Русь сражается за данников и торговые пути. Византия душит купцов пошлинами и меньше денег оседает в Киеве.

Муж Ольги князь Игорь проводит несколько неудачных походов – терпит поражение от хазар на Тамани, несет тяжелые потери под Константинополем в 941 году, разоряет Закавказье, но закрепиться там не получается. Дружина ропщет: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». Это опять же грань между жизнью и смертью – в дружине немало скандинавов, а у них вполне в рамках культуры убить конунга, которого покинула удача. Для древлян из Искоростеня и их князя Мала отдать две подряд годовые дани – угроза голодной смерти, они убивают Игоря и его людей просто в надежде не умереть зимой 945 года.  Для Ольги, оставшейся с малолетним Святославом на руках, потеря профессиональных воинов, вырезанных древлянами, тоже грань выживания. Женщине место за прялкой и вышивкой, а не регентом при князе – бояре и знатные мужи займут место при княжиче, будут советовать, а сами делать свои гешефты. Так тоже можно «случайно» повеситься на вожжах в конюшне или задохнуться подушками во сне, если начать бороться за влияние на сына.

Естественно, скорее всего не было никаких птиц в качестве выкупа и привязанных к их лапкам тлеющих трутов. Столицу древлян Искоростень, собрав ополчение, взяли в осаду до конца лета – пожар возник из-за грозы или лазутчики киевлян запустили «красного петуха». Но город горел, раскопки показывают спекшиеся человеческие кости и пробитые стрелами черепа – Ольга пустила городище по ветру за мужа, отдав жителей в рабство дружине. Киев получил месть – послов древлян сожгли в бане во время переговоров и жестоко изрубили в качестве тризны по князю Игорю. Умная Ольга дала воинам добычу и не дала разойтись слухам, что Великого князя киевского можно казнить как пса во время сбора положенного полюдья. А в 946 году уже рассказывали о мести, а не о слабости киевлян. Во время битвы маленький Святослав выехал вперед на коне и метнул детский дротик, который упал между копыт – это был тоже умный ход, что дружина бьется за наследника, а не по прихоти вдовы.

Это была последняя война, которую вела Ольга – закончились походы в Закавказье и прибитые щиты к воротам Константинополя. Она ввела систему княжеских тиунов – теперь в данных племенах круглый год проживали управители от имени великого князя. Был оброк – твердое число корчаг зерна, меда, количества шкур, слитков железа сырца и денег для каждого племени, с учетом неурожая или войны. Поставлены межевые камни – княжеские дубравы для охоты и рыбные места, с которых могла кормиться дружина. При ней построили резиденцию в Вышгороде с каменным теремом и клетями для дани – это было укрепленное место, куда тиуны уже свозили полюдье, чтобы княжеский домен не зависел от военной удачи.

В 957 году Ольга делает визит к византийскому императору Константину Багрянородному и принимает христианство, получив имя Елена– ее «делегация» получает богатые дары, только сама княгиня около 500 милиарисиев, полфунта золота. Был ли это подарок от ее крестного или плата за «крещенных русов» в составе византийской стражи и 460 наемников во время экспедиции на Крит, тоже спорят историки.

Многое у Ольги не получилось, например, крестить сына и упрочнить позиции христианства в Киеве. Но когда Владимир выбирал веру для Руси, то его советники напомнили: «Аще бы лих закон греческий, то не бы баба твоя прияла Ольга, яже бе мудрейши всех человек». Скончалась княгиня в июле 966 года, после смерти стала святой равноапостольной – после нее Православная церковь не отметила больше никого. Эта передышка в поколение жизни укрепила южных славян и впервые превратила по сути грабительские набеги дружин в налоговую машину и государственную систему. Падение Хазарии под ударами язычника Святослава во многом заслуга его матери. Христианское имя ее Елена, означает «факел» и как нельзя лучше подходит женщине, которая должна была исчезнуть в веках за прялкой, а дала в имена для церквей, улиц, орденов и праздника через тысячу лет.