Композитор Николай Леонтович всю жизнь был бессребреником. Занимался педагогической и хоровой деятельностью, но преимущественно в селах. Его «Щедрика» в Европу повез коллега и современник Александр Кошиц, который впоследствии эмигрировал и распространил украинскую песню по всему миру.
Скромный учитель
Композиторы Александр Кошиц и Николай Леонтович родились с разницей в два года в последнюю четверть XIX века. Фамилии обоих известны в связи с украинской народной песней «Щедрик», оба жили некоторое время в Киеве, руководили хорами, ну судьбы их сложились совершенно по-разному.
Николай Леонтович родился в многодетной семье священника. Детство его прошло в Винницкой области, а первые музыкальные знания он получил от отца. Сначала Николай учился в гимназии, но за недостатком средств отец переводит его в начальное духовное училище, где воспитанников содержат на полном пансионе. Там Леонтович осваивает пение и ноты. Далее – обучение в духовной семинарии Каменец-Подольска, знакомство с хоровым пением и некоторыми инструментами. Тогда же будущий композитор начинает обрабатывать народные мелодии.
Николай Леонтович, получив образование, отправляется учительствовать в сельских школах. Продолжает свое увлечение музыкой и даже организовывает самодеятельный симфонический оркестр. Чувствуя необходимость в образовании, Леонтович посещает во время летних каникул известного в музыкальных кругах педагога Б. Яворского, сначала в Москве, а потом и в Киеве. Один из учеников Яворского – Алексей Козловский – описывал случайную встречу с уже известным тогда Леонтовичем: «Отворилась дверь и застенчиво, и робко зашел человек. Он был бедно одет, на зеленом поношенном френче ярко выступали синие выцветшие пятна». Гость попросил молодого человека сыграть что-нибудь, и юноша не без самодовольства выполнил просьбу. А позже, узнав, кто был перед ним, кусал себе локти от досады, что ничего не расспросил и не узнал у гениального композитора.
Произведение искусства
Композиции Леонтовича – это не просто улучшение или прихорашивание ранее существующего. Это самостоятельное произведение искусства. Уже в первых работах Леонтовича М. Лысенко разглядел черты нового стиля: «Вспоминая ваш сборник, – писал Лысенко к Леонтовичу, – я был очень обрадован, найдя в нем самостоятельные ходы и движения голосов, а не подкладывание интервалов для гармоничной площади».
Впервые «Щедрик» исполнил хор Киевского университета в 1916 году. Песню композитор переписывал пять раз и последний – в 1919 году. С провозглашением Украинской Народной Республики композитор переезжает в Киев: преподавать хоровое дирижирование в новосозданном Музыкально-драматическом институте и Народной консерватории. Однако в европейское турне для исполнения украинских народных песен отправляется не Леонтович.
Житель Андреевского спуска
Александр Кошиц также родился в семье священника, только в Киевской губернии. Прошел похожий образовательный путь, но окончил Киевскую духовную академию. Преподавал в киевских школах, руководил хором Университета св. Владимира (ныне – им. Т. Шевченко), его приглашали дирижером в театры. Капельмейстером в оперном театре Кошиц не прижился: его шокировали местные обычаи, когда в глаза артисты восторгались друг другом, а отвернувшись тут же комментировали «выл как собака».
Как руководитель хоров студентов Университета св. Владимира, Высших женских курсов и Духовной академии, Кошиц объединил их в один коллектив и стал давать популярные концерты украинских песен. В 1917 году по назначению Центральной Рады он становится руководителем музыкального отдела Министерства просвещения.
И студентом, и уже руководителем хоров Александр Кошиц проживал на Андреевском спуске. В своих воспоминаниях он описывал студенческую жизнь и нравы улицы. В том числе и дом № 22 на развилке спуска и Воздвиженки, который по уверению его тогдашнего хозяина Шатрова, некогда принадлежал тем самым Сиркам.
Судьбы хормейстеров и песни
Поворотным для «Щедрика» становится 1 января 1919 года. Симон Петлюра, стремясь установить связи с Европой, дает поручение руководителям музыкального отдела при Министерстве искусств и национальной культуры УНР организовать капеллу для зарубежных путешествий. Свои кандидатуры в пользу Кошица снимают композитор Леонтович и собственно руководитель музыкального отдела Кирилл Стеценко. 24 января Совет народных министров УНР принимает закон про создание Украинской республиканской капеллы с бюджетом более 1 миллиона карбованцев.
Пока хор Кошица гастролирует по Европе, в Киеве власть меняется, как в калейдоскопе. В том же 1919 году Николай Леонтович после захвата города деникинцами вынужден бежать в Тульчин. Там он занимается преподавательской деятельностью. А уже в январе 1921 года Леонтовича убивает чекист, которого композитор сам пускает в дом на ночевку.
Понимая политическую ситуацию в Киеве, Кошиц с хором не спешит возвращаться. Его дальнейшей славе способствует случай. Как рассказывает научный сотрудник Музея одной улицы Анатолий Кияшко, известнейший американский импресарио и бизнесмен Макс Рабинов решает представить в Америке украинский национальный хор. Собирается подписать контракт с неким Кучеровым, но на улицах Берлина встречает одного из представителей хора – профессора Тучапского. Профессор, узнав о планах импресарио, немедленно вызывает в Берлин Кошица, дабы именно он подписал контракт. Так хормейстер с частью коллектива отправляется на гастроли в Америку.
Спустя годы мотив «Щедрика» уже с английским текстом «Сarol of the bells» звучит в самых больших концертных залах, в фильмах и обработках мировых знаменитостей. К этой универсальной мелодии обращаются музыканты самых разнообразных жанров. Для этой песни границ не существует.
Carol of the Bells (for 12 cellos) – The Piano Guys
Carol Of The Bells
Рок-версия Carol of the Bells Trans Siberian Orchestra Live. Gore Messii
«Щедрик» Дмитрия Леонтовича