Работа Борщевского демонстрирует качественно новый уровень отечественного зрительского кино. Во-первых, «Dzidzio: Контрабас» честно выполняет обещанное: фильм действительно смешной. Во-вторых, смешно становится именно в те моменты, которые запланировал режиссер.
Генетически фильм ведет свое происхождение из творчества поп-группы Dzidzio. На экране присутствует все что надо: эксцентричный комизм, простонародная речь с вкраплениями люмпенской лексики, темы песен и все три участника группы в полном составе. Делается разумный расчет на лояльного слушателя Dzidzio. Но что фильм может предложить остальным зрителям? Авантюрные комедии про безответственных остолопов – рисковый жанр, если главному герою недостает харизмы. Но фронтмен группы Михаил Хома, несмотря на лишний вес, как раз не дает картине пойти ко дну. У него есть подлинно комедийный талант.
Главный герой мечтает о карьере великого певца, а пока тратит не по назначению деньги, которые мать высылает из Португалии на строительство дома. Но когда ей становится об этом известно, возникает угроза, что денежные потоки вскоре иссякнут, и тогда Дзидзьо с приятелем решаются найти заработок.
Первая же попытка оборачивается крупным провалом и приводит к большим долгам перед сельским авторитетом. Чтобы выпутаться, приятели берут в компанию третьего, и уже в каноническом составе группы Dzidzio у них рождается свежая идея: отвезти контрабандой в Польшу сигареты и с выгодой их там продать. А чтобы пройти таможню – переодеться священниками.
Конечно, все у них пойдет наперекосяк. Наверное, потому что любому из участников предприятия не только категорически запрещено заниматься контрабандой, но в принципе сложно что-либо задумать и воплотить.
Помимо прекрасного актерского соло Михаила Хомы, у фильма есть и другие достоинства. В нем рассказывается внятная история, которая не сбивается с пути и не вязнет в лишних подробностях. Сюжетный и моральный итоги истории понятны и логичны. Помножив это на колоритную разговорную речь персонажей «Dzidzio: Контрабас», мы получаем неплохую основу для фильма.
К сожалению, разыграно и поставлено все хуже, чем история и исполнитель главной роли заслуживают. Фактурный герой находится в чересчур условной действительности, режиссер порой не знает, что с ним делать дальше.
Реальность фильма пытается соответствовать гротескному герою Хомы, но это срабатывает считаное количество раз. Поэтому самое смешное в картине – сцены, в которых не требуются другие персонажи, кроме самого Дзидзьо. Например, отношения главного героя с богом.
Украинское кино заслуживает свою репутацию, которую нельзя назвать приманкой для зрителей. Но «Dzidzio: Контрабас» делает все, что от него требуется. Фильм не делает из зрителя посмешище, а дает ему возможность посмеяться.