Четыре станции метро уже не продают жетоны, хотя там все еще можно пройти по купленным ранее. Через три месяца на всех станциях киевского метро перестанут принимать не только жетоны, но и зеленые карты. Их заменит электронный билет, который уже вызвал массу толков. «Большой Киев» разбирался, как быть гостям города, прибывшим на один день, опасно ли передавать «дорогой» билет на 50 поездок к валидатору в троллейбусе, и какая польза от всего этого вообще.
«За полгода 28 миллионов поездок в Киеве было оплачено с помощью единого электронного билета. Чаще всего его использовали в наземном транспорте», – подвел итоги в июне заместитель председателя КГГА Дмитрий Давтян. Зато подземный Киев ближайшие три месяца, очевидно, будет лихорадить. Жетоны, от которых и так далеко не все пассажиры решились отказаться, выводят из продажи. А новые терминалы пока только устанавливают и налаживают.
У киевлян даже сложилось мнение, что для одной-двух поездок в метро нужно будет купить носитель электронного билета, который стоит 50 гривен и его стоимость по окончании действия не возвращается. На самом же деле для разовой поездки в автомате можно купить бумажный QR-билет. Такой способ оплаты (вместо QR-кода на билете – штрих-код) уже действует в Харькове.
Бумажные билеты, срок действия которых ограничен, будут стимулировать пассажиров больше пользоваться новыми картами. Ими можно будет расплатиться не только в метро, но и в трамвае, троллейбусе, автобусе и фуникулере. Таким образом, при пополнении карты на 50 поездок, стоимость круиза на троллейбусе также составит 6,5 грн.
Однако валидаторы устанавливают только на стойках у дверей транспорта. Киевляне не в восторге от идеи передавать к устройствам карточку, за пополнение которой заплатили 300-400 грн, через чужие руки. В информационной службе города объясняют, что утерянную или поврежденную карту можно заблокировать. Для этого нужно обратиться к оператору по телефону (044) 366 -55- 55 и сообщить номер транспортной карточки, а также информацию о ее покупке или пополнении. Очень желательно зарегистрировать карту в личном кабинете киевлянина.
Проверять оплату проезда в наземном транспорте будут все те же контролеры. У них будут специальные устройства для установления факта регистрации электронного билета.
Автоматизированная система оплаты проезда в общественном транспорте пока что действует в опытной эксплуатации, поясняет директор департамента информационно-коммуникационных технологий КГГА Юрий Назаров.
«От продажи жетонов уже отказались станции «Ипподром», «Теремки», «Нивки» и «Днепр». Однако воспользоваться ими все еще можно на соответствующих турникетах всех станций. Так будет продолжаться до 1 ноября 2019 года», – говорит директор департамента.
Сейчас существует несколько способов приобретения или пополнения Kyiv Smart Card:
- на станциях КП «Киевский метрополитен»: «Крещатик», «Театральная», «Майдан Незалежности», «Академгородок», «Лесная», «Арсенальная», «Теремки», «Выдубичи», «Сырец» и «Почайна»;
- в Т-киосках (более 300 по городу)
- в терминалах на станциях метро «Крещатик», «Майдан Незалежности», «Золотые ворота», «Дворец Спорта» и «Академгородок».
Постепенно автоматы появятся на всех станциях, в августе начнется установка на остановках общественного транспорта. Количество терминалов на каждой станции определяет метрополитен. В них же можно будет приобрести и разовые QR-билеты.
Пополнить (не приобрести) транспортную карточку можно:
- в Личном кабинете киевлянина
- в терминалах самообслуживания Ibox, EasyPay, 2click
- с помощью чат-ботов Kyiv Pay Bot и KyivMetroBot
- в Telegram и Facebook (https://t.me/KyivPayBot, https://t.me/KyivMetropolitenBot, https://m.me/KyivPayBot, https://m.me/KyivMetropolitenBot ),
- в приложении Kyiv Smart City, где есть возможность не только привязать карточку, но и отслеживать все поездки, совершенные с ним.
«Транспортная карта Kyiv Smart Card – это не просто инструмент для безналичной оплаты проезда. В ней используется Account Based System, то есть информация о продуктах сохраняется в процессинге. Карточка служит лишь ключом к учетной записи пассажира. Таким образом, когда пассажир теряет карточку, он может перенести свои поездки на другую карту, если он ее предварительно зарегистрировал в личном кабинете, – рассказывает Юрий Назаров. – Все данные по поездкам, а, следовательно, и учета перевозок пассажиров, фиксируются онлайн, и это дает возможность отследить на любой станции или остановке пассажиропоток в любое время».
Эти данные очень полезны для корректировки существующих маршрутов и построения новых. Также эта информация помогает отследить реальное количество льготников, в свою очередь используется для определения точной суммы средств городского бюджета, необходимых для возмещения льготных поездок. Система ведет учет совершенных перевозок и не позволит искусственно изменять количество пассажиров, пользующихся транспортом. То есть экономика транспорта становится более прозрачной и на нее уже не могут повлиять отдельные сотрудники транспортных предприятий.
По всем вопросам относительно использования электронного билета горожане могут обратиться на «горячую линию» КП «Главный информационно-вычислительный центр» по телефону (044) 366-55-55.
Покупка 50 поездок за 6,5 грн и 8 грн – за разовые поездки, Личный кабинет киевлянина, образование для детей по месту регистрации – все эти меры свидетельствуют, что киевский муниципалитет стремится обозначить и позаботиться в первую очередь о своих постоянных жителях. Город стремится хотя бы склонить к системной оплате транспорта поток людей ежедневно приезжающих в Киев на заработки из пригорода и соседних областей и, возможно, наконец-то посчитать – сколько же в столице пассажиров.