Наше быстрорастворимое время

Автор: Зоя Звиняцковская
14:06 13.07.2018

Все без исключения проекты о прошлом – это на самом деле проекты о современном. Выставка-воспоминание о 1990-х и о том,…
Читать дальше

Наше быстрорастворимое время
Світлодіодне освітлення

Все без исключения проекты о прошлом – это на самом деле проекты о современном. Выставка-воспоминание о 1990-х и о том, как выглядела тогда жизнь в девяти украинских городах, – это экспозиция о том, что мы помним о том времени, что считаем важным и как относимся к этому сегодня

В «Мыстецком арсенале» стартовала прелюбопытная выставка, уже на открытии которой возник немалый ажиотаж. При этом описание не вызывало особого энтузиазма. Кураторская группа сообщала, что хочет описать жизнь украинских городов в 1990-е, и в воображении уже рисовались однообразные ряды фотографий крупной печати, на которых изображены унылые панельные пятиэтажки. Однако действительность оказалась совсем другой.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Огромный неф «Мыстецкого арсенала» был условно разделен на «залы», в которых средствами самых разных видов и жанров искусства – от фотохроники до инсталляции – художниками разных поколений были рассказаны свои, личные истории о том времени. Без нравоучений, мудрствований и давления шедеврами кураторы сумели донести до зрителей максимально непосредственные и часто очень личные воспоминания и впечатления о том уже легендарном времени. Такие яркие арт-объекты, как контейнер секонд-хенда (тщательно воспроизведенный вместе с контейнером) или видеосалон (тоже в контейнере, на стульчиках – сплошные иностранцы-посетители), вызывали просто взрыв эмоций и волну воспоминаний. По залу порхала фраза «а вот я тогда…», и неленивый исследователь мог бы там же на месте легко набрать уникальных воспоминаний из тех времен на приличного размера сборник.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Авторы идеи проекта – Ася Цисарь и Виктория Бавыкина – создали кураторскую группу, в которой разные люди представляли свои города. Кроме очевидных Киева, Львова, Одессы и Харькова, в список вошли необязательные Днепр и Донецк, а также и вовсе бонусные Херсон, Ивано-Франковск и Крым. И это было замечательно – потому что малоизвестная и мало кем осмысленная история этих, так сказать, городов второго ряда была сформулирована подчас более выразительно и убийственно точно, чем в общем уже известные нарративы наших «главных» городов. Вот, к примеру, фрагмент из экспликации к условному «залу» Херсона: (кураторы Ольга Афанасьева и Макс Афанасьев): «Херсон девяностых преодолевал дефицит культуры и других вещей по-своему: наиболее желанное привозили моряки, а то, чего совсем не хватало, херсонцы создавали по импортным образцам, добавляя своему копипейсту локального звучания. Они мечтали о копиях, покупали копии, создавали копии, но при этом пытались быть уникальными творческими единицами».

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Что называется, абсолютно «в яблочко» оказались и кинохроника пешего похода донецких шахтеров на Киев, и распечатка умопомрачительного содержания сайта свидетелей инопланетян (был создан в 1990-е, существует и поныне, кто видел инопланетян – сообщите туда, там все фиксируется). Последний «зал» посвящен феномену книжного рынка «Петровка» и его трансформации во времени (очень ярким символом этого стали мини-планшеты с видео на них. Засунутые в полупрозрачные пластиковые коробки от VHS кассет) стали как бы общим итогом таких разных и таких похожих историй о 1990-х. Мир меняется – и наш мир тоже. Хотя нам и кажется, что мы упорно стоим на месте. Просто нужно уметь замечать эти изменения – и уметь отделять прошлое от будущего. Прямо скажем, это непростой навык.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

20 лет – золотой стандарт для того, чтобы настоящее не только стало прошлым, но и наконец «дозрело» до объекта изучения. Действительно, за это время происходит сепарация воспоминаний, отмирает непосредственное эмоциональное восприятие, которое порой мешает осознанию. Прямо сейчас, на наших глазах формируется, твердеет парадигма и миф 1990-х, меняется взгляд на них, трэш и разного рода аберрации приобретают культурную и историческую ценность. По факту мифология этого времени формировалась не 20 лет назад тогдашними его героями, а нами сегодняшними, и не зря краткие описания различных украинских городов в 1990-х на выставке выглядят ярче и информативнее, чем даже личные воспоминания тех, кому случилось посетить их в те годы.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Этот неожиданный и свежий проект стал результатом открытого конкурса художественных проектов, который состоялся в «Мыстецком арсенале» осенью 2017 года. Кураторы-победители – совсем молодые люди, волшебным образом получившие в свое распоряжение самую масштабную культурную площадку страны и с помощью арсенальской команды сделавшие очень выразительное высказывание. Такой мощный дебют конкурса вдохновляет и дает все основания ждать следующего с нетерпением и интересом.

Великий Київ у Google News

підписатися