Наша «Энеида»

Автор: Зоя Звиняцковская
13:27 27.10.2017

Три причины посетить выставку «Проект Энеида. Визуальная история легендарной поэмы» в ее последний уикенд  Первая причина – здесь собраны практически…
Читать дальше

Наша «Энеида»

Три причины посетить выставку «Проект Энеида. Визуальная история легендарной поэмы» в ее последний уикенд 

Первая причина – здесь собраны практически все значимые работы по иллюстрации литературного шедевра Ивана Котляревского, созданные за 175 лет существования поэмы.

От самых ранних графических рисунков XIX века в стилистике позднего академизма, подозрительно напоминающих переведенную в ч/б живопись Шевченко (никакой конспирологии, просто общая школа) до последнего на сегодняшний день иллюстративного цикла авторства Ивана Будза (1995 год), выполненного в стиле комикса.

Драгоценные находки типа эскизов театральных костюмов Бориса Эрдмана к постановке «Энеиды», которая должна была состояться в Одессе в 1920-х годах, и отчасти комичные артефакты вроде огромного, два на два метра панно из шамота «Енеїда. Пекло» авторства Александры Магинской-Слободюк (1977 год), изображающего, подобно иконным житиям, как грешники лижут языками раскаленные сковородки, сидят в котлах с горящей смолой и прочее, и прочее.

И, конечно же, в центре всех этих сменяющих друг друга времен, стилистик и техник – иллюстрации Анатолия Базилевича (1968 год), те самые, которые многие, собственно, считают единственными, по которым знают и узнают Энеиду, дерзко эротичные, смелые и артистичные, принесшие их автору пожизненную славу. 

Вторая причина – на выставку стоит пойти хотя бы ради того, чтобы посмотреть, как по-другому может «прозвучать» всем известное и привычное пространство выставочных залов старого доброго «музея со львами».

Кураторы проекта, среди которых Павел Гудимов, с помощью витрин, экспозиционных столов и элегантного дизайна экспликаций совершили интервенцию современности в хорошо известные залы и до неузнаваемости изменили их. Зрителю предлагается визуально свежее решение, которого раньше никогда не было в этих стенах – и это при минимуме использованных приемов и в очень стесненных пространственных условиях.

Наконец, третья причина, по которой стоит посмотреть «Проект Энеида», заключается в его миссии. В текстах, сопровождающих экспонаты, внимание сосредоточено, прежде всего, на социальных кодах, которые вольно или невольно закладывают авторы в свои работы. Эти коды определенным образом отражают идеологию, в рамках которой жил и работал каждый из художников, трудившихся над «Энеидой».

Так происходит всегда, но единое произведение дает возможность увидеть эти изменения еще отчетливее. Как отмечает одна из кураторов проекта Полина Лимина, «это исследование нас сегодняшних сквозь призму прошлого. Личный ответ каждого, приватное признание, что нам близко из многочисленных образов предыдущих столетий, а что уже не вызывает отклика…»

И, наконец, бонус. Последний уикенд работы проекта будет богат событиями. В субботу художник-график Алексей Базилевич расскажет о творчестве своего знаменитого отца Анатолия, автора самых популярных, «народных» иллюстраций к «Энеиде».

А в воскресенье состоится финисаж, то есть торжественное закрытие выставки. В нем примут участие кураторы Павел Гудимов, Диана Клочко, Полина Лимина, меценаты, партнеры, художники, коллекционеры, помогавшие в реализации этого проекта.

И, конечно же, зрители – без них никакая выставка не имеет смысла. Вход на финисаж свободный, нужно лишь зарегистрироваться по ссылке https://goo.gl/forms/QFqEzSTnVkrhkTk13

Национальный художественный музей Украины, ул. Грушевского, 6

Великий Київ у Google News

підписатися