С праздника святого Андрея начинались зимние гуляния молодежи – вечерницы. Ведь по старому стилю Андрея Первозванного чествовали 30 ноября – в канун зимы. С этим святым девушки всей Украины связывали свои надежды на замужество. Но именно у киевлян и киевлянок были свои традиции. Ведь гора, на которой явился святой, а потом и храм, посвященный ему, находятся в этом городе.
Зимние забавы
С окончанием полевых работ и началом холодов быт населения связывался больше с жильем. Чтобы не скучать за вышивкой или шитьем, девушки собирались в одном просторном доме и рукодельничали под песни и разговоры. На праздники же в большой хате собирались и девушки, и парни – пели и танцевали. Дом выбирали малолюдный, чтобы не стеснять хозяев. Как правило, обращались к вдове или одинокой пожилой женщине. За аренду расплачивались хлебом, шитьем и другими полезными в быту вещами.
Андреевские вечерницы отличались тем, что девушки гадали на суженого, а парни имели право «робити збитки». Последнее – тоже относилось к традиции ухаживания: как правило, молодые люди снимали ворота у хозяина, дочь которого собирались сватать, и ставили где-то рядом.
Андреевские обычаи в Киеве
Кроме общеукраинских традиций, в Киеве были свои обычаи. «Столетие назад обниматься на публике было не принято, – рассказывает экскурсовод Музея одной улицы Анатолий Кияшко. – Но киевская молодежь придумала свой способ. Протоирей Андреевской церкви Павел Подвысоцкий с грустью писал: в обычные дни все спокойно, благопристойно, а в очень важный день, храмовый праздник, на службу забегает толпа молодых людей и начинает вести себя неподобающе».
Во время праздничной службы начиналась толкотня и волнения среди прихожан. Дело в том, что было поверье: если девушку прижмет в толпе к молодому человеку – это божий знак, пара будет благополучной.
Этим обычаем пользовались и шутники, сшивая тихонько во время службы подолы пальто мужчины и женщины, стоявших рядом. По окончании службы слушатели начинают расходиться, а мужчина даму не пускает – конфуз.
Очевидец этих традиций Подвысоцкий служил в Андреевской церкви до 1890-х. Но и в начале XX века поэт Тарас Мачтет вспоминал андреевские гадания в своих стихах, вышедших в сборнике «Коркин луг».
На паперти
Еще одна традиция – спрашивать у первого встречного мужчины имя и таким образом узнавать, как будет называться суженый. Киевлянки за этим шли также непосредственно к храму Андрея Первозванного. Однако задание это было не таким простым, как может показаться.
Семинаристы из Киево-Могилянской академии представлялись именами из святок, реальными, но в обиходе не встречаемыми: Фиогнист, Аввакум, Протопоп. Молодые люди более солидного внешнего вида назывались и вовсе словами для девушек незнакомыми: Интеграл, Косинус, Радиус. Как оказывалось, это были студенты физики и математики. Ну, а совсем простые парубки, вроде Голохвастого, выдавали фамилии вроде и реальные: Широколоб, Длиннохвост (например, ктитор и меценат Андреевской церкви и житель самого спуска был Андрей Слинко), – но девушкам фамилии такие не нравились.
«Как в том же фильме «За двома зайцями» Голохвастов говорит «очень-очень» в том отношении, что как считала семья Прони Прокоповны, мы уже не простые Сирки, мы уже Сирковы, мы будем к высоким материям стремиться. Вот на эту моду отвечали Радикалами или наоборот Старохвостами. То есть не один Нечуй-Левицкий над этим потешался, но и другие горожане», – поясняет Анатолий Кияшко.
Кстати, если в обычные дни рядом с Андреевской церковью в лучшем случае один городовой дежурил, то в праздничный день туда специально отряд полиции направляли.
Женская доля
Сейчас понять популярность и значение этих развлечений трудно. А в XIX веке и в начале XX для девушки не было иного пути, как выйти замуж. «Замужество – было главное событие в жизни девушки любого сословия. Возможность работать и быть независимой от мужа была очень зыбкой», – поясняет экскурсовод Музея одной улицы.
Женщины не могли учиться в университете. Были высшие женские курсы, которые появились только в конце XIX века, потом закрывались и снова открывались. Образованные девушки могли работать гувернанткой или бонной, шить. На Андреевском спуске была школа акушерок и массажисток, что считалось хорошей профессией. Если девушка была из бедной семьи – могла по 12 часов крутить папиросные гильзы на фабрике Когена на Подоле.
В основном же в семье среднего класса, как у Булгаковых, например, женщины занимались домом, рукоделием и воспитанием семерых детей, что тоже работа. Если мама шла работать, как это случилось в семье Паустовкого, то это считалось событием неблагоприятным. Отец Паустовского, например, оставил семью с долгами.
«Один пример хорошо иллюстрирует положение женщины: устроиться официально на работу, поехать в другой город без разрешения отца или мужа не позволялось. Необходимо было иметь формальный документ, что женщина отпущена опекуном», – подытожил Анатолий Кияшко.
Вечерницы по-киевски
Вечерние собрания молодых людей в Киеве имели свой городской характер. Назывались они здесь на французский манер – журфиксы и означали фиксированный день. Если хозяева решили устроить праздничный вечер, то намечали определенный день недели и приглашали друзей или знакомых, отправляя визитки (открытки) с указанием даты и времени. Такие собрания могли иметь регулярный характер: один и тот же день недели или определенное число месяца.
Обычно это был легкий стол с закусками, но зато с приглашенными музыкантами и танцами. О таких вечерах писал житель Андреевского спуска композитор и хоровой дирижер Александр Кошиц.
Музыка была самая разная: от русских и французских романсов до народной украинской. Все девушки среднего сословия умели играть и могли аккомпанировать на вечере. Собственно, так родители и старались найти женихов своим дочерям. Профессора Киевской Духовной Академии приглашали к себе на вечера студентов. Об этом писал Нечуй-Левицкий в своем произведении «Хмары».
В 1880-х в Киеве становятся популярными спиритические сеансы. На Андреевском спуске действовало свое теософское религиозное общество, секретарем которого был местный житель Анисим Радецкий. Он же описывает сеансы столоверчения.
В начале XX века, после того как официально разрешили гражданам открыто собираться (до этого общественные сборища считались опасными), теософские клубы получают большее распространение.
Почему Андреевский день
Древний славянский Новый год приходился на конец ноября, когда полевые работы заканчивались, сообщает Анатолий Макаров в книге «Малая энциклопедия киевской старины». В Древнем Риме цикл новогодних праздников («бурмалий») начинался в начале декабря. Торжества, посвященные Дионису, считались женскими, а к нам могли попасть через фракийцев.
В Киеве апостол Андрей мог приобрести славу европейского Валентина еще и благодаря Андреевской церкви. Ведь ее заказчицей выступила императрица Елизавета Петровна, которая сюда прибыла со своим гражданским мужем Алексеем Разумовским (из семьи малоземельных казаков) якобы в свадебное путешествие. Романтическая история любви теперь связана с киевским храмом.
Ну, а гадать можно, по мнению писательницы и знатока волшебных традиций киевлянок Лады Лузиной, два вечера к ряду – 12 и 13 декабря.