На этой неделе Верховная Рада может рассмотреть во втором чтении проект изменений в госбюджет 2019 года. Это может стать испытанием для киевского бюджета, ведь у Киева, согласно документу, хотят забрать 4 млрд грн, которые собирались потратить на объекты развития инфраструктуры. На фоне заявлений претендента от «Слуги народа» на главное киевское кресло Александра Ткаченко, который обещает в следующем году достроить метро на Троещину, такой жест выглядит, как очередная попытка «добить» Виталия Кличко еще и невозможностью заканчивать знаковые проекты.
«Большой Киев» узнал, что будет делать Киеврада, а также, что столица могла бы приобрести за эти деньги.
«Добить» Подольский мост
В первом чтении Верховная Рада проголосовала за изменения в бюджет-2019, согласно которому у Киева отбирают эти миллиарды, 18 октября. В тексте закона исключается статья 30, которой регулируются взаимоотношения государства со столицей в части обязательств Киеврады по погашению перед государством задолженности. Она возникла в результате совершения в 2015 году сделки по переводу части местного долга Киеврады по местным внешним заимствованиям в государственный долг. Как сказано в пояснительной записке, на такой шаг правительство идет ради обеспечения решения важных социальных вопросов. По словам первого замглавы КГГА Николая Поворозника, в сложные для страны времена, когда каждый доллар золотовалютного резерва был на счету, Киев принял решение поддержать государственную финансовую политику и принять участие в программе МВФ «Механизм расширенного финансирования».
Как объяснил «Большому Киеву», глава комиссии Киеврады по вопросам бюджета и социально-экономического развития Андрей Странников, такие нормы существовали в бюджетах и последующих лет.
«Последние несколько лет между столицей и государством существовала следующая формула сотрудничества: город вкладывал средства на реализацию важных инфраструктурных объектов, таких как строительство метро на Виноградарь или Подольско-Воскресенского мостового перехода. В свою очередь, Кабмин списывал городу долг перед государством. Сумма списания – потраченные средства на строительство соответствующих объектов. Это если простым языком», – подчеркнул Странников.
Сейчас такое сотрудничество правительство хочет остановить.
«Вы же знаете, что проект бюджета на 2020 год уже приняли в первом чтении. От этого киевляне потеряют 4 млрд. грн. Ведь город, вместо того, чтобы вложить эти средства в развитие инфраструктурных объектов, будет вынужден отдавать долг государству. К слову, по этой формуле сотрудничества между городом и государством, только за последние три года около 10 млрд гривен было вложено в городскую инфраструктуру. Это строительство того же Подольско-Воскресенского моста, метро на Виноградарь, замена наружного освещения на LED-лампы и тому подобное», – отметил Странников.
Такую попытку «оторвать» миллиарды у Киева, можно расценить, как недружественный шаг верховной власти, большинство которой составляют пропрезидентские силы, по отношению к Киеву, где в местной власти нет откровенно пропрезидентских представителей. А в Киевраде не больше пятой части депутатов ориентированы на Зе-команду, при этом документально это пока не подтверждено.
«Я не исключаю, что в парламенте есть немало «доброжелателей», которые хотят, чтобы столица не развивалась и количество долгостроев увеличивалось. Им это политически на руку. Но я надеюсь, что здравый смысл победит. Мы и дальше продолжаем сотрудничать с Кабмином. Очень хотелось бы, чтобы ко второму чтению эту норму вернули в документ», – заявил Андрей Странников.
Любопытно, что в дни принятия парламентом неприятных для Киева поправок, главный на данный момент претендент от власти на должность главы КГГА и в дальнейшем на должность городского головы, нардеп от «Слуги народа» Александр Ткаченко заявил о том, что наземное метро на Троещину можно запустить до конца 2020 года. По его словам, наземное метро на базе существующей инфраструктуры, это «разумный проект в разумные сроки, за разумные деньги».
Такие заявления как раз свидетельствуют о том, что нардепы хотят подставить действующего мэра Киева, а также Киевраду, проголосовавшую за финансирование знаковых для города объектов.
На что можно было потратить 4 млрд
Что означают для столицы абстрактные 4 млрд? Так, например, на сессии Киеврады в четверг, было проголосовано за обновление трамвайного парка столицы. Как сказано в объяснительной записке решения Киеврады, ежедневно на линию выходит более 300 трамвайных вагонов КП «Киевпасстранс». Нормативный срок использования трамвайных вагонов составляет 15 лет, а фактически, большинство из них эксплуатируются вдвое дольше. Поэтому важность закупки нового подвижного состава объяснять не нужно. В четверг Киеврада дала добро на закупку 40 трамвайных вагонов, стоимость которых €70 млн. По среднему курсу на сегодня, который составляет 28 грн/€, это 1,96 млрд грн. Их собираются занять в Европейском банке реконструкции и развития.
Кроме того, Киеврада проголосовала за закупку новых 50 вагонов метро. Сейчас инвентарный парк вагонов составляет 821 единицу. Из них ежедневно выпускается на линию в час пик 546 вагонов, которые также нуждаются в обновлении. Деньги на закупку также собираются одолжить у ЕБРР – €50 млн, что по курсу эквивалентно 1,4 млрд. грн. Таким образом две крупнейших закупки обойдутся столичному бюджету 3,36 млрд грн (без процентов).
Ну а если вспомнить, траты этого года, заложенные в бюджет Киева-2019, то 4 млрд – это большая часть денег, выделенная на важные стройки. Как уже сообщал «Большой Киев», на финансирование объектов капстроительства в бюджете было заложено 6 млрд грн. Среди них — строительство Подольского моста (630 млн грн), реконструкция фуникулера (100 млн), трамвайных линий и остановки на Контрактовой площади и рядом (51 млн), Шулявского моста (163,4 млн грн), зоопарка (200 млн), строительство метро на Виноградарь (1 млрд грн) и пешеходного моста в центре (115,6 млн). В итоге за два транша только на Шулявский мост было выделено больше 1 млрд. грн, что дает надежду, что его таки закончат.