Музыка на троих

Автор: Любовь Морозова
14:11 10.11.2017

История зарубежной музыки держится даже не на честном слове, а всего лишь на нескольких буквах. Бах, Берлиоз, Бетховен и Брамс…
Читать дальше

Музыка на троих
Світлодіодне освітлення

История зарубежной музыки держится даже не на честном слове, а всего лишь на нескольких буквах. Бах, Берлиоз, Бетховен и Брамс – лагерь композиторов на «б», притягивающий сторонников четкой структуры, логики и основательности 

Шопен, Штраус, Шуберт, Шуман, Шнитке – компания композиторов на «ш», чью музыку любят натуры романтические и страстные, замкнутые, но вместе с тем склонные к развлечениям (семья Штраусов с вальсами и польками сюда не зря затесалась).

История же украинской музыки держится на одной «с» и трех авторах – Евгении Станковиче, Валентине Сильвестрове и Мирославе Скорике. По крайней мере так считают организаторы концерта «Три С». «Три С» – это мэтры, которых давно уже записали в «живые классики». Двое из них сделали отличную карьеру, являются общенациональными любимцами, обласканы властью и вниманием национальных коллективов. Третий – Сильвестров – совсем недавно считался маргиналом, изгонялся из Союза композиторов. Кстати, о всяческих союзах: еще год назад Сильвестров публично заявлял, что ненавидит «братские могилы», отказывался быть «третьей С», либо же в шутку предлагал добавить к «трем китам» украинской музыки Левка Ревуцкого. Чтобы получилась аббревиатура «СССР».

Тем не менее, «Три С» – это прекрасная иллюстрация основных тенденций украинской музыки последних лет пятидесяти. Скорик, Станкович и Сильвестров – каждый по-своему – своим творчеством выразили что-то важное не только для себя, но и для всей страны. Кто-то добился этого при помощи фольклорных цитат, кто-то – на уровне культурного кода, который легче пропеть, чем оформить в слова. Вместо классической тройки «песня-танец-марш» эти авторы предложили парадигму «битва-гимн-медитация».

Битва – это оркестровые баталии, воинствующие пляски и раздающиеся посреди карпатских танцев возгласы отчаяния, вполне себе танцевальная драма. Гимн – склонность к пафосу и насыщенному инструментальному (или вокальному) звучанию, тяга к монументализму и крупным музыкальным формам. Медитация – остров рефлексий, на котором одни отдыхают после танцев-битв (Скорик и Станкович), другие обосновались на нем подобно Робинзону Крузо и лишь изредка салютуют проплывающим кораблям (Сильвестров).

Если коротко, то «Три С» – это капсула украинской музыки, которую можно запускать в открытый космос. Если жители внеземных цивилизаций обладают умом и аудиогарнитурой, то, прослушав запись этого концерта, они обязательно проникнутся уважением к землянам и почувствуют высокодуховные вибрации.

«Тихая музыка» Сильвестрова призвана расслабить их после сложного межгалактического полета, а «Майдан 2014» настроить на подвижничество и вселенское волонтерство.

«Ханука» и Второй скрипичный концерт Станковича подойдут для размышлений о судьбах далеких звезд и усилят радость от урожая генномодифицированных зерновых на Сириусе.

Наконец, Второй виолончельный концерт Скорика вместе с избранными каприсами из цикла «24 каприса» Скорика-Паганини хорошо подойдет для празднеств в открытом космосе.

Воплотится в звуки вся эта феерия благодаря солистам Александру Пириеву (виолончель) и Дмитрию Ткаченко (скрипка), а также симфоническому оркестру украинского радио.

Национальная опера Украины

Ул. Владимирская, 50

Великий Київ у Google News

підписатися