Мужчины на грани нервного срыва

Автор: Сергей Ксаверов
13:55 16.11.2017

Самый успешный фильм в словацком прокате текущего года – «Межа» / «Грань» / «Ciara» (2017). Можно было бы поздравить соседей…
Читать дальше

Мужчины на грани нервного срыва
Світлодіодне освітлення

Самый успешный фильм в словацком прокате текущего года – «Межа» / «Грань» / «Ciara» (2017). Можно было бы поздравить соседей с таким большим успехом и на этом успокоиться. Хотя речь идет о копродукции с Украиной и участии наших актеров, все-таки здесь больше повода для  фейерверков со словацкой стороны границы

Время действия – 2007 год, ровно за полгода до присоединения Словакии к Шенгенской зоне. Это означает, что скоро налаженные схемы ввоза контрабандных сигарет и переправки иммигрантов через украинскую границу, скорее всего, отомрут за ненадобностью. Но пока что все идет полным ходом. Пограничники прикрывают глаза за соответствующую мзду, в Украине  производится товар в подпольных цехах, а украинско-словацкая группа перевозчиков исправно доставляет афганцев в Австрию.

Но уже чувствуется, как атмосфера меняется, давление возрастает; украинский поставщик, зловещий бандит с пристрастием к лепке пельменей по прозвищу Крулл, предлагает начать возить «по-крупному» – наркотики. Главному в команде перевозчиков, словаку Адаму, такая перспектива не по душе. Он придерживается своего кодекса контрабандиста, для него существует граница между преступлениями. Однако его украинский помощник Йона находится в безвыходном положении и похоже готов нарушить спокойствие в «семье» Адама и принять предложение Крулла.

На поверхности – это действительно хорошо поставленный криминальный триллер с вкрадчивыми злодеями, отрезанием пальцев, семейными разборками, свадьбами, похоронами и комичными сценками, наполненными черным юмором, пара из которых просто блестяще реализована. В какие-то моменты здесь можно увидеть оммаж классике криминального кино, вроде сцены в лесу, которая отсылает к «Перекрестку Миллеров» братьев Коэнов. Фильм Петера Бебьяка в полной мере использует визуальное богатство закарпатских локаций и главное – не фабрикует, подобно многим нашим фильмам о колоритной современности, карикатурную условную действительность. «Межа» оставляет впечатление знакомой реальности, за исключением имен украинских персонажей – вероятность встретить их в действительности равна нулю.

Успех «Межи» в Словакии скорее всего объясняется не только тем, что это крепкое, профессиональное кино. Его тема имеет значение. Это не только невидимая межа, грань, отделяющая героев от по-настоящему опасных преступлений, и не только буквальная граница между двумя странами, которую персонажи по роду профессии почти не замечают. Словакия готовится стать членом Шенгенской зоны, это значит, что через полгода не просто на востоке плотнее прикроется граница, но в обществе произойдут ключевые, качественные изменения, соответствующие присоединению к клубу, в котором придерживаются цивилизованных норм и правил.

Но такое эпохальное событие в силу инерции не в состоянии одним махом отделить новую жизнь от старой. И если наши зрители могут поначалу немного обидеться на то, что все украинские актеры играют здесь только отрицательных или комических персонажей, то развязка уравновешивает первое впечатление. Потому что его сатирический заряд направлен уже в словацкую сторону. Если нами почти весь фильм может восприниматься как «нам Шенген, а вам – зона», то финал, с его недоброй улыбкой, показывает, что в действительности все грани предстают куда более размытыми, чем кажутся. Пока в Украине жанровое кино такого уровня не снимают, «Межа» – редкая возможность увидеть на экране знакомую нам действительность, пусть и увиденную чужими глазами. 

Великий Київ у Google News

підписатися