Большому городу – большое количество легенд и тайн. Действительно у Киева множество загадок и интересных полумифических историй. Многие дома столицы одним своим видом уже указывают на невероятные драмы, которые разыгрывались в этих стенах сотни лет назад. Какова же мифическая и реальная жизнь знаменитых зданий города?
Улица Ярославов Вал, 1
Одним из наиболее загадочных в Киеве можно считать дом на улице Ярославов Вал, 1. О том, что здание имеет большое количество легенд, говорят варианты названий: «Дом рыцаря», «Дом одинокого рыцаря», «Дом Подгорского», «Дом привидений», «Замок барона фон Штейнгеля» (и это далеко не все).
Дело табак
Первая легенда гласит, что этот готический замок построил для своей любовницы некий табачный магнат. По известным причинам возлюбленные не могли встречаться открыто, и граф Сальве наведывался в дом только под покровом тайны. В пользу этой легенды служит надпись у порога дома – «Salve», которая якобы намекает на имя истинного владельца.
Многие города Украины, в том числе Киев, довольно долгое время были центром табачной индустрии тогдашней империи. Доходы предпринимателей, которые занимались «подсаживанием» киевлян на модную заграничную привычку – курение, не только были сопоставимыми с доходами сахарозаводчиков, но иногда и превышали их. К тому же доказано, что как минимум одно легендарное здание в Киеве действительно построено на табачные деньги – караимская кенасса, которую профинансировал Соломон Коген. Папиросы одесской фабрики Артема Попова «Salve» были очень популярны среди киевлян. К слову сказать, они пережили революцию, сменив только упаковку с зеленой – на желтую.
И все же красивая легенда о том, что под маской таинственного графа Сальве прячется Артем Попов, разбивается о вполне логичный аргумент. Слово «salve» переводится с латинского, как «здравствуй» и является вполне обычным приветствием гостей, входящих в дом. Артем Попов никогда не был графом, и с домом его практически ничего не связывает.
Истина в вине
Одно из названий дома отсылает нас к некому барону фон Штейнгелю – представителю древнейшей династии времен еще Священной Римской Империи. Известно, что в Киеве жили два Штейнгеля – братья Рудольф и Магнус (Максим).
Рудольф фон Штейнгель был инженером путей и сообщений – очень востребованная и хорошо оплачиваемая работа. Будучи статским советником, он вполне мог позволить себе замок и действительно построил его в Киеве, но не на улице Ярославов Вал, на Воровского, 27. Кроме того, Рудольф умер за несколько лет до начала строительства «Замка барона фон Штейнгеля».
Это обстоятельство заставляет обратить внимание на второго брата – Магнуса, который тоже был обеспеченным человеком. Среди различных его видов деятельности была также и торговля хорошими винами. Известно, что Магнус построил себе дорогой особняк, но все же не замок, на улице Ярославов Вал, 3. В этом двухэтажном особняке располагался и винный магазин, сохранилась рекламная листовка того времени, которая точно указывает адрес и развеивает все сомнения. Братья фон Штейнгель не имеют никакого отношения к запутанной истории замка.
Сухая проза
Реальная история замка выглядит скучной, особенно если сопоставлять ее с невероятно красивой архитектурой неоготики. Переживая очередной строительный бум, Киев получил несколько интересных участков под застройку. В 1852 году рядом с Золотыми воротами планировали построить Владимирский собор, но из-за нехватки денег участок продали Тарасу Калите. Который построил небольшой дом в два этажа для себя, своей супруги Анны и троих детей. Хозяин дома скончался в 1861 году, но лакомый кусочек земли оставался нетронутым до 1890 года, пока была жива Анна Калита. И только в 1892 году участок удалось купить Михаилу Подгорскому, который решил снести старый дом и построить на его месте красивый замок. Строительство длилось с 1896 по 1898 год.
Известно, что Подгорский планировал дом в качестве доходного и сразу же по окончании строительства первый этаж отдал в аренду кондитерской «У Золотых ворот». Остается неизвестным, почему Подгорский выбрал такой необычный стиль оформления фасада и интерьера замка, самое простое, что приходит на ум – ему так нравилось. Более точного и обоснованного объяснения не существует, и это, вероятно, порождает романтические легенды о тайных любовниках, привидениях и баронах.
Улица Лютеранская, 23
И снова множество легенд и трактовок, которые связаны с Домом «плачущей вдовы». Но на этот раз название дома всеми принимается единогласно, жаркие споры ведутся вокруг маскарона – женской головы на фасаде.
Одна из версий приписывает авторство Михаилу Врубелю, так как в чертах каменной головы прочитываются врубелевкие мотивы, но версия не имеет подтверждения. Другой художник Виктор Васнецов любил изображать на своих картинах птиц с головой женщин, и в маскароне угадывают черты птицы Гамаюн. Еще одна легенда связывает дом с Владиславом Городецким, который якобы построил его для своей сестры, имевшей большие проблемы в личной жизни. Но эта версия не выдерживает никакой критики.
Основная легенда Дома «плачущей вдовы» описывает трогательные и романтичные взаимоотношения между хозяином дома и его супругой, которые любили друг друга и после смерти. Товий Моисеевич Апштей умер раньше своей жены на пять лет, безутешная вдова Груня Иосифовна по ночам превращалась в птицу с головой женщины и выходила на балкон дома. На свидание к ней являлся покойный супруг, и влюбленные долго смотрели друг на друга, но не могли поговорить. Когда же Груня Иосифовна умирала, то распорядилась разместить на фасаде здания маскарон, чтобы муж, явившись в полночь, узнал известие о смерти жены.
Такова красивая легенда, а факты, как это и бывает, обыденные и прозаичные. Не супруги Апштейн инициировали строительство, а неудачливый купец Сергей Аршавский в 1907 году. Архитектором проекта стал Эдуард Брадтман, который и задумал создать дом в стиле модерн. Строительство оказалось неподъемным для Аршавского, а вынужденная мера – сдать весь второй этаж внаем – положения не спасла. Дом «плачущей вдовы» в 1913 году продали купцу Товию Апштейну, который поселился в нем с женой и двумя сыновьями Соломоном и Самуилом. Инициалы «СА» на фасаде здания изначально к братьям Апштейнам не имели никакого отношения, просто совпали с буквами имени первого владельца. И наконец, в 1918 году, дом был национализирован, а Груня Иосифовна скончалась только в 1927 году в Варшаве.
Андреевский спуск, 15
«Замок Ричарда — Львиное сердце» можно назвать официальной резиденцией киевских привидений, шумных и кровожадных. Согласно легенде, кто бы ни становился собственником и жильцом дома, он обречен на страдания и смерть. Но мистические истории красивого здания в стиле рыцарских романов разбиваются о невероятно суровую правду.
Замок Ричарда строил киевский застройщик Дмитрий Орлов в 1901. С помощью грандиозного дома Орлов пытался спастись от банкротства. Дело в том, что строительный бум в Киеве закончился и нужно было самому для себя создавать объекты. Пытаясь экономить, застройщик и проект, мягко говоря, позаимствовал, и забыл получить разрешение на строительство от городских властей, и работникам недоплачивал. Как результат такого стиля ведения «бизнеса» – Орлов залез в долги и даже после завершения строительства в 1905 году и сдачи помещений внаем все еще был должен большую сумму. Но в гибели Дмитрия Орлова замок обвиняют напрасно, его погубил другой проект – строительство части Амурской железной дороги. Из командировки он так и не вернулся, будучи застреленным недалеко от Благовещенска.
Так что информация о том, что дом убивает своих хозяев, преувеличена, а вот «стоны привидений» здесь действительно были слышны. Пока один из жильцов Степан Голубев не решился посмотреть в глаза страху. Тщательно осмотрев стены и вентиляцию, он обнаружил, что обиженные Орловым строители замуровали яичную скорлупу в вентиляцию и бутылки в стенах. Эти предметы в ветреную погоду и создавали вой «потусторонних» сил. Данный способ мести часто и широко применялся строителями, если они чувствовали себя несправедливо обманутыми – такое вот прозаическое объяснение красивой легенды.
Город, особенно такой древний, как Киев, нуждается не только в фактах, но и в мифах. Старинные здания, с их печальными, роскошными, мрачными видами провоцируют людей фантазировать и мистифицировать. Иногда легенды настолько красивее и возвышеннее правды, что хочется помнить только их.