Киев богат музеями, посвященными известным людям. Больше всего внимания у нас уделено литераторам – память о них сохраняют как минимум семь учреждений. Также в столице можно увидеть, как жили столетие тому известный историк, знаменитый композитор и выдающаяся актриса. Но вот дома художника в Киеве нет. То есть в объявлениях на туристических сайтах есть, однако вместо музея можно видеть обычный современный дом.
Известная фамилия
На всевозможных туристических сайтах в числе достопримечательностей мелькает Мемориальный дом-музей художника Фотия Красицкого. Есть адрес и телефон, по которому никто не отвечает. Конечно, имя этого человека известно далеко не широкому кругу, однако у него интересная судьба. Фотий Красицкий, пожалуй, самый талантливый из потомков рода Шевченко.
В детстве он пас овец и много рисовал на всем, что попадалось под руку: на стенах хозяйственных построек, на запотевшем стекле. Знакомые советовали матери отдать мальчика на обучение в художники. Помогла известность двоюродного дедушки. Как записал в автобиографии сам художник, «учитывая способности к рисованию и родовую связь с Т. Г. Шевченко, был зачислен учеником Киевской школы рисования Николая Мурашко». Оплачивал обучение известнейший композитор Николай Лысенко.
Собственно, благодаря Николаю Лысенко Красицкий и познакомился с Лесей Украинкой. Композитор предложил ему создать художественное оформление для домашней постановки оперы-сказки «Коза-дереза», которую режиссировала сама поэтесса. Николай Мурашко, у которого учился мальчишка, был дядей и тоже одним из учителей еще одного известного украинского художника и участника Венецианского биеннале – Александра Мурашко. Учился Фотий и у Николая Пимоненко. Так бывший сельский пастух попал в круг киевской и украинской интеллигенции.
После четырех лет обучения в Киеве Красицкий отправляется в Одесское художественное училище под руководством Кириака Костанди. Следующий этап – Высшая школа при Императорской академии искусств в Санкт-Петербурге в мастерской Ильи Репина. Таким образом Фотий Красицкий учится у лучших мастеров современности. По завершении петербургской академии Красицкий на конкурс пишет одну из самых известных своих работ «Гость из Запорожья». Ее выкупил совет Императорской академии художеств в Петербурге за 600 рублей.
Автор хрестоматийных портретов
Фотий Красицкий возвращается в Киев и венчается в Андреевской церкви с Анной. Здесь он начинает работать над портретом своего великого родственника. Теперь он стал хрестоматийным, его можно увидеть едва ли не в каждой книге о Т. Шевченко. Тогда же у Красицкого появляется идея издать портрет массовым тиражом, чтобы его могла приобрести самая бедная семья. Изображение переводит на литографский камень и издает открытки за 20 копеек и плакаты за 1 рубль. Расплатой за такую деятельность стали обыск и ярлык «политически неблагонадежный». В этом же доме Красицкий иллюстрировал сатирический журнал «Шершень», который на время военного положения в Киеве был запрещен к продаже.
Художник, начинавший как автор лирико-бытовых сюжетов, становится известным украинским портретистом: Михаил Старицкий, Николай Лысенко, Михаил Коцюбинский, Николай Садовский, Мария и Михаил Грушевские. Его кисти принадлежит и один из двух прижизненных портретов Леси Украинки. Поэтесса дружила с художником и посещала в последующем и его усадьбу на Приорке, куда Красицкий переезжает с Андреевского спуска. По семейной легенде саженцы кизила она лично привезла из горного санатория.
Сад на Приорке
Обширный сад на Приорке посещала вся творческая элита Киева. Казалось бы, все складывается хорошо. С ног на голову жизнь переворачивается в 1920-х. Из Киевского художественного института, где Красицкий работал преподавателем, его увольняют из-за «невозможности загрузить работой». Чтобы хоть как-то прокормить семью, художник преподает в детских кружках.
Дальше – больше. В 1934 году арестовывают мужа средней дочери – поэта. Зять умирает в тюрьме, а дочь высылают на Урал. Через три года забирают второго зятя – писателя, а старшую дочь с маленьким сыном отправляют в Башкирию.
Первая персональная выставка Фотия Красицкого открылась в июне 1941 года и… проработала один день. Потом свои картины художник вместе с женой закапывает на Приорке. Период оккупации Киева был противоречивым и сложным: в 1942 году увозят в Германию третью дочь художника, которая в будущем вернется в родной дом уже с дочерью Софией. Зато немецкие власти переиздают портреты Т. Шевченко, на Подоле выставляется спрятанный до этого за шкафом и обклеенный для конспирации газетами портрет С. Петлюры авторства Красицкого. В 1943 г. оккупанты предлагают художнику выполнить большой портрет Гитлера, но он отказывается. После этого визита 67-летний художник уже не поднялся. Кто знает, какие бы еще испытания постигли его после освобождения Киева. Однако всем им положила конец смерть художника в 1944 году.
На бульдозер с вилами
Опеку над усадьбой Красицкого взяла на себя внучка Софья, которая, по сути, и не видела дедушку. Зато сохраняла легенды семьи, дом и сад. В 1980-х на тихий уголок на Приорке наступала многоэтажная застройка – Мостицкий массив. На доме уже была табличка «Памятник архитектуры. Охраняется государством», но это не спасло от бульдозера. Предприимчивая Софья Красицкая с вилами пошла на бульдозер. Помогли отстоять дом перед высшими инстанциями соседи, жители района, те, кто помнил хозяев дома и их гостей. Тогда, на рубеже 1980-х и 1990-х годов, Софья Казимировна и создала в доме музей: фотографии дедушки, вещи сельского быта. Сама водила экскурсии и продавала кизил с кустов Леси Украинки. Так оплачивала счета за дом. Но поток посетителей становился все меньше.
Информация о том, что на Приорке есть мемориальный дом-музей художника, закрепилась в интернете. Однако на самом деле усадьба похожа на частную собственность. Дом отделан современными материалами, забор поменяли, а дверь закрыта. По городскому телефону никто не отвечает. На месте осталась только мемориальная доска.
В департаменте охраны культурного наследия КГГА ответили, что здание является памятником архитектуры местного значения и его внешнее изменение должны согласовываться с департаментом. На сайте администрации Подольского района в перечне культурных объектов Музея Красицкого нет. По-видимому, музей был частной инициативой внучки художника и официально оформлен не был. В райадминистрации пообещали дать официальный ответ редакции «Большого Киева».
Дома в забвении
Вроде бы никто и не виноват – это жизнь, государство не проявило интереса, потомки не смогли вести частную музейную деятельность. Тем более что правнучка Фотия Красицкого – тоже художник. Однако это неприятно контрастирует с музейной практикой того же Львова, где пять мемориальных домов-музеев именно художников.
«Во Львове художников изучают, находят их эпистолярные связи. Письма помогают взглянуть на историю с другой точки зрения, на то, как это было на самом деле, – поясняет директор галереи «Ню Арт» Евгения Белоусова. – Это было бы интересно и киевским специалистам. В Национальном художественном музее огромный список авторов, и изучить всех нет никакой возможности. Фотий Красицкий интересен нам, киевлянам. Ведь он входил в среду киевской интеллигенции, внес свой вклад, и знания о нем положительно сказались бы на нашем самосознании».
К сожалению, в Киеве пока только один мемориальный дом-музей художника – Тараса Шевченко, который рисовал виды Киевской губернии. А совсем рядом, практически на соседней улице, в двух шагах от Майдана находится еще один дом – усадьба художника Александра Мурашко. Ее, по-видимому, ждет участь, еще более печальная, чем у дома Красицкого.