Традиционно считается, что мировой гигант в области кино – Голливуд и только он может порадовать зрителей хорошими фильмами. Украинское же кино переживает этап своего становления, а шедевров среди наших кинолент нет. Но все не так плохо, два мировых шедевра в украинской копилке все же есть и это не так мало, как может показаться на первый взгляд.
Международный день кино
Родиной кинематографа считается Франция. Именно в Париже — столице моды и искусства, в 1895 году состоялся первый платный показ фильмов братьев Люмьер. Это грандиозное событие произошло в канун Нового года – 28 декабря. Поэтому именно этот день признан Международным днем кино. И если еще 20 лет назад праздник этот касался только избранных ценителей, то сейчас, когда жизни наши тесно связаны с фильмами и сериалами, можно смело сказать, что это праздник каждого.
Существует множество самых различных рейтингов лучших фильмов, наверное, самый известный среди них – рейтинг по версии IMDb. Но в нем идет речь о популярных фильмах, за которые проголосовали зрители сейчас. А вот фильмы, которые попали в список мирового культурного наследия, то есть такие, которые считаются каноническими шедеврами, несколько отличаются от рейтинговых.
По мнению организации ЮНЕСКО, один из самых лучших и величайших фильмов – картина Александра Довженко «Земля». Эксперты-кинокритики, опрошенные британским журнала Sight & Sound, назвали среди лучших фильмов всех времен и народов картину Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом». Эти две величайшие работы неразрывно связаны с Украиной и отображают жизнь нашей страны. Каждая по-своему уникальна и каждая заслуживает отдельного разговора.

«Человек с киноаппаратом», 1929 год
За семь дней до первого платного показа фильмов — 21 декабря 1895 года родился будущий корифей документального кино – Давид Кауфман. Он взял себе творческий псевдоним Дзига Вертов – от украинского слова дзига – юла.
Главным творческим кредо Дзиги Вертова была идея о незаангажированном кино. Он считал, что кинематограф должен освободиться от навязанных художнику идей, что нужно создать универсальный международный язык кино. Кроме того, один из основоположников документального жанра – Вертов, терпеть не мог игровое кино, считая его фальшивым. Куда большие надежды он возлагал на камеру, которая словно всевидящее око наблюдает за реальной жизнью и фиксирует ее.
Именно с целью создания понятного и универсального языка и был снят «Человек с киноаппаратом». Фильм стал плодом совместного семейного труда, так как оператором картины стал брат режиссера – Михаил Кауфман, а режиссером монтажа – супруга режиссера Елизавета Свилова.

Дзига Вертов называл фильм экспериментальным и, надо сказать, эксперимент удался, по сей день люди со всего мира могут наблюдать за реальной жизнью жителей Киева, Одессы и Москвы. Люди на пленке действуют не по сценарию, они ничего не изображают, ни в чем не пытаются убедить, более того – многие даже не знают, что их снимают. Будучи новаторским в разных областях, фильм «Человек с киноаппаратом» явил миру такой популярный прием как скрытая камера – это на 100% изобретение Дзиги Вертова. Но на этом список придуманных тогда, и кажущихся такими естественными сейчас, приемов не заканчивается: ускоренная съемка, полиэкран, съемка отраженных планов и многое другое.
Интересно, что отснять материал было задачей непростой, но еще более непростой задачей оказался монтаж. И на этой стадии работы над фильмом режиссер оказался верен своей идее – фиксации реальной жизни, поэтому в фильм вошли кадры, на которых видно, как монтировали материал.

«Человек с киноаппаратом» – черно-белый немой фильм 1929 года, который до сих пор считается эталоном документального кино в мире. И благодаря ему можно увидеть то, как выглядел довоенный Крещатик и киевляне, которые только что пережили страшные революционные годы. Этот фильм важен еще и по той причине, что, глядя на лица на экране, понимаешь — люди не теряют способности радоваться, печалиться и просто жить свои маленькие жизни, несмотря на революции и войны. Этим, во многом, тогдашний Киев Дзиги Вертова напоминает Киев современный.

«Земля», 1930 год
https://www.youtube.com/watch?v=hY9cAGyDygU
Спустя год, после премьеры документального фильма «Человек с киноаппаратом», в отечественном кинематографе появился новый шедевр – на этот раз из числа игровых фильмов. Автором патриотической киноленты о жизни украинцев стал Александр Довженко – человек, чье имея первым приходит на ум, когда речь заходит о нашем кинематографе. Но мало кто знает, что Александр Петрович вобрал в себя еще и традиции европейского кино.
Биография великого режиссера с одной стороны – хрестоматийная, а с другой – удивительная. Удивительная в том плане, что мальчик из бедной многодетной крестьянской семьи, не только смог получить образование, но и стать известнейшим человеком эпохи. А хрестоматийная в том смысле, что Довженко проделал классический путь в кино: сначала стал неплохим художником, затем получил базовое, не связанное с кино образование; уехал в Берлин изучать искусство, а дальше стал автором шедевра.

8 апреля 1930 года состоялась премьера фильма «Земля». Зрители оценили картину очень высоко, но спустя неделю фильм запретят к показу. Факт запрета, не помешал миру полюбить и оценить картину.
«Земля» не первая, но самая знаменитая картина мастера. Сразу хотелось бы отметить, что это невероятно красивый фильм с точки зрения композиции кадра и визуальных образов. Каждый кадр – живопись, можно буквально в любом месте нажимать на паузу и наслаждаться идеальной картинкой. Возможно, именно художественное мастерство привлекло внимание мировых кинокритиков, но для каждого украинца главным в фильме все же является сюжет.
Александру Довженко впервые надо было снять фильм на злобу дня – о событиях, которые происходят здесь и сейчас. И Довженко снимает честно, он правдиво показывает весь ужас разрушенных устоев крестьянской жизни. С приходом в украинское село коллективизации, жизнь поделилась на до и после. Земля, которая всегда была главной ценностью и главной надеждой украинских крестьян, отбиралась — это вызывало ощущение катастрофы.

Как и в случае с фильмом «Человек с киноаппаратом», который кажется очень актуальным именно в наши дни, «Земля» – тоже вызывает ассоциации и аллюзии с днем сегодняшним. Стоит только привыкнуть к черно-белой картинке, отбросить предрассудки и погрузиться в кино, и начинаешь чувствовать те же переживания, что и миллионы зрителей до тебя. Но к этим переживаниям примешивается еще и чувство гордости, ведь это украинское кино действительно мирового уровня и масштаба.
Приєднуйтесь до обговорення
Потрібно бути зареєстрованим користувачем, щоб коментувати.
Коментарі (0)