Люди со статусом

Автор: Ирина Погорила
15:47 19.09.2016

С начала русско-украинской войны в нашей стране появилась еще одна социальная группа людей, которые нуждаются в помощи государства. По возвращении…
Читать дальше

Люди со статусом

С начала русско-украинской войны в нашей стране появилась еще одна социальная группа людей, которые нуждаются в помощи государства. По возвращении из зоны боевых действий они вправе рассчитывать на обещанные льготы и денежные средства для поправки здоровья. Однако среди претендентов быстро обнаружились чиновники, которые ни минуты не держали в руках оружия 

Процедура предоставления статуса участника боевых действий утверждена постановлением Кабинета министров №413 от 20 августа 2014 года. Согласно документу, статус участника боевых действий (УБД) имеют право получать военнослужащие (резервисты, военнообязанные), сотрудники Вооруженных сил (ВСУ), Национальной гвардии, СБУ, Службы внешней разведки, Госпогранслужбы, Госспецтрансслужбы, военнослужащие военных прокуратур, лица рядового и начальствующего состава подразделений оперативного обеспечения зон проведения АТО, полицейские, сотрудники МВД, Управления государственной охраны, Госспецсвязи, Госслужбы по вопросам чрезвычайных ситуаций, Государственной пенитенциарной службы, других воинских формирований, которые непосредственно принимали участие в антитеррористической операции. Действие постановления распространяется также на лиц, воевавших в составе добровольческих формирований при условии, что они были включены в состав ВСУ, МВД, Национальной полиции. Кроме того, на получение статуса УБД могут претендовать работники предприятий, учреждений и организаций, которые непосредственно участвовали в АТО.

Что и сколько

Государственная служба по делам ветеранов войны и участников антитеррористической операции сообщает, что по состоянию на 6 сентября статус УБД получили 256 тыс. 573 человека. При этом отказано в его оформлении 31 человеку, а 11 – были лишены этого статуса. Госслужба ведет единый государственный реестр участников боевых действий, однако в нем отсутствует информация о месте работы и должности лица, которое получает статус УБД, говорится в ответе на запрос «Большого Киева». То есть получается, что реестр обладателей статуса УБД является закрытым и нет возможности знать, кому именно государство предоставляет льготы.

Итак, что получают воины, на фронте отстаивающие независимость Украины, и за что воюют в тылу предпочитающие оставаться неизвестными государственные чиновники.

В перечень льгот входят:

скидка в 75% на квартплату и коммунальные услуги;

внеочередная установка на льготных условиях стационарного телефона;

бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта, автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности; бесплатный проезд один раз в два года (туда и обратно) железнодорожным, водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом;

использование очередного ежегодного отпуска в удобное время, а также получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы сроком до двух недель ежегодно;

преимущественное право на оставление на работе;

первоочередное обеспечение жилой площадью. Участники боевых действий, которые перенесли ранения, контузию или увечья, обеспечиваются жилой площадью в течение двух лет со дня взятия на квартирный учет. Первоочередное выделение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, получение ссуды на строительство с погашением ее в течение 10 лет, начиная с пятого года после окончания строительства.

Бойцы незримого фронта

Несмотря на закрытый характер реестра УБД, время от времени становятся известны имена чиновников разного ранга, которые сумели добиться присвоения этого статуса. Например, в январе 2015 года в сессионном зале Верховной Рады вспыхнул скандал, в результате которого депутаты вынудили заместителя министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Дмитрия Исаенко написать заявление об отказе от статуса УБД. После этого в Госслужбу по делам ветеранов войны и участников АТО поступило заявление от еще одного заместителя министра регионального развития строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрея Белоусова с просьбой отказать ему в статусе участника боевых действий.

«Несправедливым является такое положение дел, когда чиновник возвращается из зоны АТО, проведя там несколько дней, и получает статус участника боевых действий, а большинство бойцов находятся по несколько месяцев на передовой и статус УБД получают только после возвращения из зоны АТО», – последовал комментарий Генерального штаба.

Однако год спустя, 11 марта 2016 года, заместитель министра здравоохранения Виктор Шафранский обратился к начальнику Антитеррористического центра при СБУ Виталию Маликову с просьбой включить его и еще двух чиновников Минздрава в приказ о привлечении к участию в АТО с 21 по 23 марта, однако получил отказ. «Указанные лица не могут быть привлечены распоряжением начальника Антитеррористического центра при СБУ к проведению АТО», – говорится в ответе, который имеется в распоряжении «Большого Киева».

Председатель Украинского союза участников боевых действий в АТО адвокат Андрей Мамалыга объясняет «Большому Киеву», что чиновники не несут никакой ответственности за неправомерное получение статуса УБД. По его словам, «они просто отказываются от статуса, и все. Пока никого к уголовной ответственности не привлекли». Юрист отмечает, что по отработанной схеме чиновники едут на пару дней в зону АТО и после этого оформляют себе статус УБД.  «Чиновники, желающие получить этот статус, делают все так, чтобы никто ничего не знал», – подчеркивает он.

Как рассказывает «Большому Киеву» член парламентского комитета по вопросам люстрации, противодействия коррупции и мониторингу деятельности правоохранительных органов Борис Ткачук, в настоящее время в сфере предоставления статуса УБД процветает взяточничество и за деньги статус УБД или удостоверение участника АТО выдают «кому попало». «Мы мониторим ситуацию, и могу сказать, что нарушения есть. Чтобы решить эту проблему, нужно открыть реестр льготников, однако это блокирует Турчинов, поскольку, если открыть реестр, всплывут разные имена», – утверждает депутат. Кроме этого, добавляет он, существуют решения судов о признании действий по получению льгот рядом лиц неправомерными, однако они не выполняются.

Что происходит в Киеве

В октябре 2015 года президент Петр Порошенко подписал указ о создании при Киевской областной и Киевской городской государственных администрациях центров помощи участникам АТО. Эти центры координируют на местах всю работу по оказанию помощи и предоставлению гарантий участникам АТО, объединяют волонтеров, представителей органов местного самоуправления и органов исполнительной власти, а также представителей общин.

Дело в том, что на сегодняшний день такие центры уже работают по всей стране, кроме Киевской области. В столице до сих пор нет единого центра, который предоставлял бы  всеобъемлющую помощь ветеранам русско-украинской войны.

В Киевской городской раде зарегистрированы два проекта решений о создании такого центра, но депутаты не могут сойтись во мнении, в каком формате он должен быть организован.

Автор проекта по созданию Центра помощи участникам АТО и членам их семей депутат Киевской городской рады Максим Борозенец («Самопомич») говорит «Большому Киеву», что в июне зарегистрировал документ. «Получилось так, что я зарегистрировал проект о создании центра, но в ситуацию вмешался Юрий Дидовец («Батькивщина»), который также зарегистрировал похожий проект, и после этого начался спор», – объясняет депутат. 

«После возвращения депутатов с каникул я буду снова поднимать этот вопрос. В настоящее время существуют разногласия о том, в какой форме должен быть этот центр – коммунальное предприятие или общественная организация. Мы должны прийти к единому мнению по этому вопросу», – обнадеживает Борозенец. По его словам, это должна быть организация, которая сможет предоставить весь спектр необходимых услуг и помощи, чтобы избавить участника АТО от хождения по различным инстанциям. Депутат отмечает, что в центре должны работать опытные юристы и ветераны АТО, а не только волонтеры, и он должен сотрудничать с военкоматами и другими организациями по вопросам его компетенции.

Борозенец говорит, что вопрос финансирования центра является камнем преткновения. «На его работу нужно будет выделять деньги из городского бюджета. Возможно, удастся предусмотреть средства в горбюджете на 2017 год», – предполагает депутат. Однако какая сумма потребуется для функционирования центра, пока он сказать затрудняется, поскольку не определен его формат.

Автор другого проекта Юрий Дидовец объясняет «Большому Киеву», что в настоящее время существует восемь совещательных органов по вопросам АТО, но их решения не являются обязательными для выполнения. «Все в руках департамента соцполитики, однако его работа по помощи участникам АТО неэффективна. Поэтому было принято решение создать коммунальное бюджетное учреждение «Киевский городской центр помощи участникам антитеррористической операции», – рассказывет он. По словам депутата, проект решения получил одобрение бюджетной комиссии. Однако в комиссии социальной политики возникли разногласия. Что касается финансирования, то Дидовец утверждает, что «изначально для создания и запуска такого центра нужно выделить из городского бюджета 2,5 млн грн в год, далее потребуется до 2 млн грн в год».

Планируется, что центр будет заниматься мониторингом потребностей участников АТО – кто нуждается в земле, жилье, оздоровлении, лекарствах и т. п. «Центр возьмет удар бюрократии на себя, чтобы по максимуму упростить атошникам жизнь. Думаю, что через месяц можно ожидать результат по данному проекту решения», – делится он.

Между тем, как рассказывает «Большому Киеву» директор департамента социальной политики КГГА Юрий Крикунов, оба депутата входили во временную комиссию, которая должна была изучать ситуацию, сложившуюся вокруг помощи участникам АТО. Комиссия должна была выявлять слабые места и предлагать свои выводы. Однако, по словам чиновника, работа временной комиссии «проводилась поверхностно». Но зато возникла идея создать Центр помощи участникам АТО и были зарегистрированы два проекта.

«Если мы сейчас запустим один из этих проектов, то найдем другого человека, весьма уважаемого, достаточно активного, который будет не удовлетворен, потому что они уже вошли в конфликт», – предупреждает Крикунов.

«Так получилось, что оказанием помощи участникам АТО занимается департамент соцполитики и мы стали центром концентрации взглядов и власти, и некоторой части общественных организаций», – объясняет он, добавляя, что в Киеве также есть много общественных организаций, которые предоставляют помощь участникам АТО. 

«Что мы сделали в этом смысле – пригласили за стол обоих авторов этих проектов, представителей Киевского городского союза ветеранов АТО, представителей матерей, представителей «115 кабинета» КГГА, лидеров организаций, которые помогают участникам АТО, и предложили им такое решение: объединяйтесь, создавайте единую общественную организацию под названием «Центр помощи участникам АТО», – рассказывает Крикунов.

По его мнению, такой центр должен иметь управление и наблюдательный совет, который состоял бы из трех частей – представителей депутатского корпуса, представителей КГГА – профильных департаментов (здравоохранения, социальной политики, экономики и финансов) и общественности.  «Отрабатывайте свой план мероприятий в набсовете на ближайший год, мы этот план в том объеме, какой есть, выносим на сессию Киеврады, включаем в городскую программу «Социальное партнерство» и выделяем необходимые деньги», – заверяет директор.

По его словам, «две-три организации» уже согласились создать центр на своей базе, но в таком случае им нужно включить в свой состав другие организации, чтобы власти четко понимали, кого финансировать. «Вот поэтому я и предлагаю объединиться», – объясняет Крикунов.

«Мне все равно, будет ли это новая организация или уже существующая – просто переименуйте ее в «Центр помощи участникам АТО», и каждый год мы будем выдавать вам финансирование, вы будете делать все на свое усмотрение, и у вас не будет оснований критиковать власти за то, что они ничего не делают. По-моему, это идеальный вариант», – предлагает директор департамента КГГА.

Крикунов отмечает, что при отсутствии сметы говорить об объемах финансирования сложно, однако предполагает, что, возможно, это будет около 10 млн ежегодно. «Сам центр должен создать свой бюджет и определить объем своей работы», – подчеркивает он.

Кроме этого, Крикунов рассказал, что по состоянию на 1 августа в Киеве выплачено 45 млн грн материальной помощи 18 тыс. человек, имеющим статус УБД, материальная помощь по оплате ЖКУ составила 7,5 млн грн, предоставлено 2,6 тыс. проездных билетов на все виды транспорта. «Со следующего года планируется увеличение выплат семьям погибших примерно по 25 тыс. грн. Будет увеличена сума единоразовой помощи участникам АТО, будут предусмотрены средства на установку надгробий или компенсация в денежном эквиваленте, если надгробие уже установлено», – делится планами Юрий Крикунов.

Великий Київ у Google News

підписатися