По меньшей мере два человека привнесли в украинское искусство много европейского и в то же время создали действительно уникальный национальный продукт. Имя первого широко известно – Александр Довженко, а деятельность Леся Курбаса начали переосмысливать относительно недавно. Так в чем же ценность театра-студии «Березиль» и какой была жизнь режиссера Леся Курбаса?
До Киева и театра «Березиль»
Биографию Леся Курбаса можно читать как захватывающий роман. В жизни этого человека были и приключения, и драмы, и трагедии. Началось все в городе Самборе в 1887 году, когда родился мальчик с уникальным именем Александр-Зенон Курбас (Лесь – это псевдоним).
В 1907 году Курбас поступил на философский факультет Венского университета, но проучился там только до 1909 года – перевелся во Львовский университет. Уже в это время будущий режиссер проявляет страсть к театру (организовывает студенческий драматический кружок) и патриотизм (требует украинизации университета). Из-за политических взглядов перспективного студента исключают, и Курбас снова возвращается в Вену. Там он с успехом оканчивает университет и параллельно драматическую школу при «Венской консерватории».
Вернувшись в Украину, Курбас работает в различных театрах и часто оказывается на одной сцене с Катериной Рубчаковой. Они играют людей, которые страстно любят друг друга, но в реальной жизни любит только Лесь Курбас. Девушка не отвечала взаимностью на сильные чувства своего партнера по сцене, и Курбас решил стреляться. После попытки самоубийства молодого человека спасли – пуля попала в сердечную сумку. А вот саму пулю извлекать из организма оказалось очень опасно, до конца своих дней режиссер прожил с ней.
Киевский период
В 1917 году Курбаса приглашает на работу в Киев корифей украинского театра Николай Садовский и сразу обещает главные роли. Так молодой актер и будущий режиссер со знанием восьми языков и пулей в области сердца оказывается в столице Украины. Спектакли с участием Курбаса идут с большим успехом, но дух реформаторства и бунтарства не дает просто наслаждаться успехом.
Имеющий европейское образование, знающий примеры других пьес, Курбас задумывает сделать новый театр, который совмещал бы в себе и украинский язык, и мировую классику. На рубеже 1917-1918 годов возникает Молодой театр, его репертуар построен на пьесах новых украинских авторов и на всемирно известной классике. Курбас предлагает своим актерам экспериментировать с жанрами, формами, переделывает сценографию и вносит много нового в технику актерской игры. Спектакли Молодого театра шли на сцене нынешнего Театра русской драмы, потом на сцене теперешнего Молодого театра.
В 1919 году труппа представила на суд зрителей первую украинскую постановку греческой трагедии «Царь Эдип». Но спектакль интересен не только с точки зрения искусства, он сыграл и важную роль в личной жизни Леся Курбаса. В «Царе Эдипе» дебютировала 19-летняя Валентина Чистякова, а спустя несколько месяцев в Андреевской церкви состоялось венчание актрисы и режиссера. Интересно, что в том же 1919 году умерла Катерина Рубчакова, оставив после себя воспоминания и пулю в сердце.
Театр «Березиль»
В 1922 году на основе Молодого театра Курбас создает театр-студию «Березиль». В названии есть аллюзии на молодость и обновление, так как оно происходит от названия первого месяца весны «березня». Интересно, что первый спектакль театра тоже назывался в честь месяца – «Октябрь».
Художественный стиль театра «Березиль» отличался новаторством и тягой к осовремениваю постановок, в них были элементы модного в начале ХХ века авангардизма, а также экспрессионизма, конструктивизма и символизма. Многие талантливые актеры, режиссеры и художники, каждый в свое время, работали в «Березили». Это и Амвросий Бучма, и Марьян Крушельницкий, и Наталя Ужвий. В период своего расцвета театр насчитывал более 400 актеров и работников. Важно отметить, что просто театром «Березиль» назвать сложно, ведь в его состав входили еще и шесть актерских студий (три в Киеве и по одной в Умани, Белой Церкви, Одессе), режиссерская лаборатория, музей театра, издательство журнала, десять различных комитетов.
Киевский период в жизни Курбаса и театра закончился в 1926 году, когда столицу Украины временно перенесли в Харьков, а вместе с этим и ведущий украинский театр должен был сменить место прописки. Город, который подарил Лесю Курбасу и свободу творчества, и самореализацию, и любовь, пришлось оставить.
С 1926 по 1933 год театр «Березиль» с успехом работал в Харькове. Но 1933 год оказывается слишком насыщенным для Курбаса: увольнение из им же созданного театра за национализм; переезд без жены в Москву; арест по дороге на похороны Николая Хвылевого. Курбаса арестовали по делу Украинской военной организации 26 декабря 1933 года, приговорили к пяти годам исправительно-трудовых работ. Сначала Курбас отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала и даже ставил там спектакли. В 1935 году заключенного отправили на Соловки, а 1937 году растеряли. Спустя двадцать лет неведения жена Курбаса получила уведомление о том, что ее супруг скончался от кровоизлияния в мозг в 1942 году.