Кто в Киеве работает на старом багаже

Автор: Максим Мухин
14:23 26.06.2017

На запрос в Google, касающийся услуг по реставрации в Киеве, поисковая система в первую очередь выдает предложения реставрации ванн. На…
Читать дальше

Кто в Киеве работает на старом багаже

На запрос в Google, касающийся услуг по реставрации в Киеве, поисковая система в первую очередь выдает предложения реставрации ванн. На деле найти специалиста, который вернет к жизни потрепанные временем или неумелым обращением предметы старины, не легкая задача. «Большой Киев» связывался со многими мастерами реставрационного ремесла, но большинство из них не захотели отвечать на вопросы 

«Это очень просто объяснить: как говорится, ничего личного, но неэтично называть имена своих заказчиков, а также работ для них. Кроме того, с предметами старины всегда есть риск получить неприятности, ведь никто не знает происхождение картины, иконы или скульптуры, которую приносит клиент. А она может быть в розыске, тогда начинаются проблемы», – объясняет «Большому Киеву» специфику ремесла реставратор Данило Гурин, который сотрудничает с художественной студией «Артстатус».

Кроме того, по его словам, рынок услуг реставрации небольшой, а профессия редкая. Мониторинг сайтов по поиску работы и набора персонала подтверждает его слова. По состоянию на июнь 2017 года не было открыто ни одной вакансии реставратора, при этом нашлось не более двух десятков резюме.

«Сейчас заканчиваю учебу, разместила резюме на случай, если где-то откроется вакансия. Временами появляется работа – кому-то что-то оформить, нарисовать копию. Работала на реставрации одного из храмов. Параллельно учу язык, есть надежда уехать работать и учиться за границу, у меня знакомая сейчас в Китае», – рассказывает «Большому Киеву» одна из соискательниц, которая просит называть ее просто Катериной.

К слову, в сети можно найти открытые вакансии от агентств, которые предлагают работу реставратором мебели в Польше и Казахстане.

Кто его знает

На сегодняшний день заказать реставрационные работы предметов искусства можно у государства или коммерческих фирм. В первом случае это Национальный научно-исследовательский реставрационный центр (ННИРЦУ), где работа ориентирована на музейные фонды, но и частные заказы, после соблюдения всех бюрократических процедур, принимают также.

«Мы проводим реставрационные работы для частных заказчиков. Кто они, с чем приходится работать – не имею права рассказывать. Но могу сказать, что спрос на услуги центра есть, приносят живопись. К сожалению, больше ничего не могу говорить», – делится подробностями с «Большим Киевом» научный сотрудник отдела экспертизы, учета и сохранения музейных ценностей ННИРЦУ Алексей Драчев. По его словам, коммерческие структуры создают конкуренцию центру, но она неощутима.

Данило Гурин говорит, что коммерческие структуры делают аналогичную государственному центру работу, но в разы дешевле. В первую очередь за счет отсутствия бюрократической нагрузки.

«Компаний, которые занимаются реставрацией, в столице достаточно. Многие работают в своих нишах: реставрация или предметов искусства, картин и статуэток, или мебели. У нас наибольший спрос на реставрацию столов, комодов, кухонных фасадов. Сейчас участвуем в тендере Киево-Могилянской академии на реставрацию их библиотеки», – уточняет менеджер компании «Ремонт всего» Евгения Бабенко.

Она отмечает, что в последние несколько лет спрос на услуги значительно снизился. Иногда реставрация мебели обходится дороже приобретения современной и заказчик отказывается. Но есть клиенты, которым предметы дороги в первую очередь как память о родственниках, они готовы на расходы.

Реставраторы отказываются называть среднюю стоимость заказа, аргументируя это индивидуальным подходом к работе и заказчику. 

«Если говорить о художественной реставрации живописи или керамики, то здесь существует, как мы называем, мифический прейскурант работ. Он был разработан еще во времена СССР, там указаны коэффициенты оценки. Но он еще в тех рублях, а многие операции, которые проводятся с экспонатом, уже не делаются. Поэтому идет расчет – время плюс материалы. А здесь суммы могут быть разными», – объясняет Гурин. Он также подчеркивает, что нет конкретного времени, за которое будет проведена работа. Здесь все тоже индивидуально и зависит от характера повреждений и материалов, которые были использованы при создании работы.

«У нас был заказ, когда холст полностью истлел, но краски на нем еще держались. Тогда пришлось переносить их полностью на новый холст. Титаническая работа и по времени, и по ресурсам. Которая в разы превысила по стоимости цену полотна», – добавляет реставратор.

По словам Гурина, основные заказчики – это торговцы живописью и люди с высоким достатком. Сейчас спрос на реставрационные работы невысокий, поэтому приходится браться за смежные заказы – делать копии известных работ или рисовать для кино.

Еще одним источником заказов являются багетные мастерские, куда клиенты часто обращаются с просьбой починить раму или за советом, где восстановить картину.

«Я с радостью берусь за такие работы, мне не важно, что это посредник и сколько денег он возьмет с клиента, у меня своя цена за свою работу», – утверждает Гурин.

Цена халтуры

По словам специалистов, большинство материалов для реставрации – импортного производства, в первую очередь из Германии и Швейцарии. Из отечественного используется разве что спирт и скипидар. А для керамики – тальк и зубной порошок. 

Подготовкой специалистов по реставрации занимаются три учебных заведения на всю страну – Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры (в Киеве), Львовская национальная академия искусств и Харьковская государственная академия дизайна и искусств.

Реставратор Гурин говорит, что в Украину найдется всего около тысячи дипломированных реставраторов. В его выпуске из академии было только шесть специалистов данного профиля. При этом, по словам Драчева, аттестованных около 250 человек. Одним из профилей ННИРЦУ также является аттестация специалистов.

«Самоучки есть, но это, как правило, подмастерья, те, кто замешивает краски, разведет желатин. Без академического образования сложно браться за реставрационные работы. Представьте себе, например, работа известного автора с рыночной стоимостью N тысяч валюты. Кто рискнет за нее браться, зная последствия фейла?» – задается вопросом Гурин.

Звуки старины

Что касается реставрации музыкальных инструментов, то коммерческие компании или государственный центр могут восстановить внешний вид, но не звучание.  Профессиональных настройщиков музыкальных инструментов в Киеве в избытке, но тех, кто может провести комплексный капитальный ремонт, единицы. Президент Ассоциации фортепианных мастеров Владимир Максимович говорит «Большому Киеву», что спрос на восстановление старинных инструментов постоянно высокий.

«Я уже 43 года занимаюсь восстановлением и настройкой инструментов. По состоянию на сегодня у меня заказы на год вперед. Сейчас работаю над инструментом, которому больше 250 лет. Восстанавливал фортепиано Николая Лысенко, которое 20 лет стояло на боку. Был заказ для одного из политиков, это вообще уникальная фонола на перфокартах, все работает и звучит», – делится Максимович.

Как и остальные реставраторы, он не смог назвать средней стоимости своих услуг, объясняя это тем, что окончательная цена формируется после изучения инструмента, характера повреждений, материалов. Поэтому выводить среднюю сумму, по словам мастера, некорректно.   

Великий Київ у Google News

підписатися