Устройство для экспресс-зарядки магазинов автомата Калашникова Иван Зайцев сконструировал в 2015 году — в период обострения русско-украинской войны: «В перестрелке всегда наступает момент, когда нужно перезарядиться. И тогда каждая секунда – решающая»
«Самые крутые ребята заряжают магазин за 30 секунд, у нас — 10», — говорит он.
Видео с новым продуктом тут же оценили миллионы пользователей интернета — один только репост арабского информационного агентства Shehabagency собрал больше 7,7 млн просмотров.
Арендованный гараж на ДВРЗ, фрезерный станок и несколько листов влагостойкой фанеры — с этого начинался международный бренд «Подавач». «На основной работе я освобождался в семь вечера и летел на такси в гараж! Там свет вырубали в десять. Мне кажется, я проездил тогда не меньше, чем вложил в мастерскую и материал», — рассказывает Зайцев «Большому Киеву».
Вложение в стартап – около $3 тыс. Все это личные сбережения Ивана и его партнера.
Крещение огнем
Первые модели «Подавача» сразу отправились на восток Украины. Получив первые отзывы бойцов, изобретатель стал улучшать устройство. На создание версии, которая продается в настоящее время, ушел год.
«Я до этого не имел отношения к военной теме. Но по образованию инженер-технолог и с 14 лет работал с отцом в конструкторском бюро. Заняться промышленным дизайном была моя мечта», — вспоминает Зайцев.
Хотя системы быстрой зарядки автоматического оружия в мире распространены, «Подавач» не копирует ни одну из них: у него своя уникальная конструкция. Более того, все импортные конкуренты сделаны из пластика. А пластик, во-первых, тяжелее фанеры, а во-вторых, плавится. Но главное — он менее пластичен: там, где дерево прогнется, пластик сломается, утверждает изобретатель.
Еще одним конкурентным преимуществом «Подавача» является мультиплатформенность и мультикалиберность: он работает с двумя основными платформами оружия АК и AR15.
Иван Зайцев уже получил патент в Украине и готовит пакет для Соединенных Штатов. Сегодня американцы покупают львиную часть его продукции.
«В Америке это часть культуры. Там стреляют много и не для того, чтобы убивать, они хотят получить «фан», — объясняет Зайцев.
Стоимость одного устройства на внешнем рынке составляет $100. Для внутреннего рынка цена на порядок меньше, однако спрос со стороны украинских военных остается минимальным.
Кроме самого устройства для экспресс-зарядки под брендом «Подавач» продаются также сумка для него и подставка под автомат. На данный момент Зайцев оборудует экспериментальную лабораторию и в ближайшее время намерен расширить товарную линейку.
Без границ
Проект изначально задумывался как локальный и отчасти волонтерский. Но после успеха первого видеоролика Иван решил выйти на мировой рынок: сегодня и сайт, и соцсети ведутся на английском языке.
«Если бы мы знали, что видео даст такой вирусный эффект, то хотя бы указали адрес сайта. Без всякого продвижения его просмотрело около 20 миллионов», — делится подробностями Зайцев с «Большим Киевом».
На данный момент большинство заказов оформляется на сайте. Для этого его продвигают в поисковиках. Кроме того, активно задействуют блогеров со всего мира, которые делают обзоры военных новинок. Из первой десятки блогеров половина уже выставила «Подавачу» свои позитивные оценки.
«Границы — они в голове. Механизмы продвижения на мировом рынке очень просты, — говорит Зайцев. — Недавно мы запустили свой англоязычный блог, в котором тоже делаем обзоры, в том числе упоминая, конечно, и свой бренд».
Из социальных сетей работают Instagram и YouTube. В Facebook страница также ведется, но продукт не рекламируется: политика ресурса исключает все военное. По той же причине блокирует «Подавача» и Amazon.
Мы едем-едем-едем
«Как-то на американской границе задержали двести устройств. На три месяца, без всяких объяснений, — вспоминает Зайцев. — Но потом все посылки вернули в целости и сохранности».
«Подавач» не относится к военной продукции, подчеркивает изобретатель. Поэтому он экспортируется как обычное изделие из дерева.
В Украине работают около пяти служб, которые осуществляют международные отправки, в том числе и национальный оператор «Укрпошта».
«Однажды «Укрпошта» доставила посылку в Америку за три дня. Но, как правило, это две-три недели. DHL немного быстрее», — приводит примеры из области логистики собеседник «Большого Киева».
Чтобы не заставлять клиентов долго ждать, Зайцев налаживает сотрудничество с местными дилерами: в основном, это оружейные магазины. Но в планах – построить в Америке разветвленную дилерскую сеть.
Зайцев собирается продвигать продукт в Европе и на Ближнем Востоке. На данный момент, несмотря на успех видеоролика, из этого региона поступило всего несколько заказов.
А для украинского рынка изобретатель готовит более мобильный продукт. «Для окопов существующая версия все равно слишком громоздкая. Там нет возможности разместить устройство на коленях и осуществить зарядку, — говорит он. — Поэтому этой осенью мы презентуем новый «Подавач», который будет компактнее и гораздо дешевле. Тогда же начнем активное промо внутри Украины».
Единственная страна, куда Зайцев не продает и не планирует продавать «Подавач», — это Российская Федерация, а также поддерживающие ее политику бывшие республики Советского Союза.