Сначала Ольга и Петр Корогодовы делали жетоны для собак: в 2012 году они рассказали украинским собаководам, как номер телефона на металлическом сердечке поможет найти их домашних питомцев. Но с началом русско-украинской войны мастерская Dogtag открыла еще одно направление – именные жетоны для бойцов
«У нас произошло так же, как и в Америке. Изначально жетоны были собачьими, в армию они пришли во время войны Севера и Юга. Там их до сих пор называют «догтегами», — рассказывает Петр.
Об открытии мастерской Ольга задумалась после посещения крупнейшего в Украине приюта для собак — «Сириус». «Там был ротвейлер, который постоянно убегал из вольера. Так же он, видимо, когда-то удрал и из дома. Я тогда оглянулась и подумала, а сколько тут вообще несчастных потеряшек», — рассказывает она «Большому Киеву».
На запуск проекта супругам понадобилось около пяти тысяч евро, больше половины из них пошли на приобретение фрезерного станка, остальное — на аренду помещения и расходные материалы.
Не надо гавкать
На свою работу производители дают пожизненную гарантию: с годами собачий жетон может потерять товарный вид, уверяют они, но надпись все равно можно будет прочесть. Отчасти поэтому Корогодовы не хотят переходить на лазер — лазерная гравировка затирается за два года.
«И все-таки жетоны нередко повторно заказывают, — признается Ольга. — Например, если муж, оформляя заказ, указал только свой телефон, а телефон жены забыл, он к нам, скорее всего, еще обратится. Недавно один клиент, чтобы в третий раз не ошибиться, еще и телефон тещи добавил».
В целом, размер жетона варьируется и на самый большой помещается до четырех номеров. Мастерская предлагает около десяти макетов — в зависимости от размера собаки. Форма также может быть разной: сердечко, косточка или прямоугольная, «военная классика».
Надежность и доступность — самые главные конкурентные преимущества жетонов Dogtag, считает Петр, который долгое время работал маркетологом. «Для того, чтобы продукт стал массовым, он должен быть недорогим. Поэтому мы решили не экспериментировать со сталью, а сразу остановились на алюминии», — утверждает он.
Стоимость одного алюминиевого жетона для собаки вне зависимости от размера составляет 80 грн. Даже если заказчик дополнительно берет шнурок, он впишется в сотню. Цена на шнуровой ошейник — 15 грн.
«Жетоны с лазерными гравировками, которые начали появляться в последнее время, с нашими не конкурируют. Во-первых, они в четыре раза дороже, а во-вторых, нет мастерской, которая бы специализировалась сугубо на такой продукции. Как правило, это дополнительная услуга», — говорит Петр.
Сотрудничая с зоомагазинами, Корогодовы обратили внимание, что после ста заказов спрос резко падает. Поэтому открывать свою офлайн-точку они не собираются. «Даже в ЦУМе гравировочная мастерская, которая делала дорогие жетоны, закрылась. А мы-то торгуем онлайн по всей Украине. Такая стратегия себя оправдывает», — поясняет Петр.
Добровольцы — вперед
В 2014 году мастерская Dogtag произвела первый жетон для человека: позывной, название добровольческого объединения и группа крови. «У меня до сих пор в голове эти позывные и названия добробатов, — говорит Ольга. — Фамилий, конечно, не было».
Но чуть позже появились и фамилии. Это произошло тогда, когда волонтеры начали заказывать жетоны для регулярных войск. Брали по два идентичных образца: согласно армейским правилам, каждый военнослужащий должен носить обе именные пластины. В случае смерти одна из них идет в личное дело, другую прибивают к гробу.
«Мы работали через волонтеров. За два года сделали около четырех тысяч жетонов, — делится Петр с «Большим Киевом». — Самое тяжелое было видеть наши жетоны на погибших».
Продукцию для военных предприниматели старались делать бесплатно либо же по себестоимости. Иногда по просьбе волонтеров производились сувенирные жетоны для продажи — с трезубцами. Выручка от них перекрывала стоимость материалов для военной продукции.
«Волонтеры всегда постили в соцсетях фотоотчеты: бойцы держали наши жетоны на ладонях. Для меня был шок, когда одну из таких фотографий использовала в своей рекламе российская компания, предлагающая аналогичную продукцию», — вспоминает Ольга.
В прошлом году число военных заказов пошло на убыль. Сегодня военные жетоны заказывают в основном жены призывников — те, кто вчера брали их для своих собак.
«Волонтеры подтверждают, что проблема жетонов в армии по-прежнему не решена. Но заказывают уже другое. Вот ночью будем делать, например, шильды — пластинки с номерами военной техники. Опять-таки волонтерский заказ», — говорит Петр.
Подарок к юбилею
Изготавливать жетоны для людей хотя бы в том же объеме, что и для собак — в ближайших планах мастерской. Но, как надеются супруги Корогодовы, их клиентами будут не военные.
Жетоны с координатами детей и людей пожилого возраста у них заказывают регулярно. Отдельную категорию покупателей составляют байкеры.
«Я не байкер, но после того, как моего друга сбила машина, тоже ношу жетон, — признается Петр. — А для людей с деменцией «адресник» – это вообще незаменимая вещь».
Жетоны для людей по цене не отличаются от «догтегов». Другое дело, что здесь чаще случаются индивидуальные заказы. Поэтому Корогодовы не исключают, что в будущем начнут работать со сталью и даже займутся лазерной гравировкой: для людей жетон может послужить еще и персонифицированным украшением.