Кто намылил головы киевским обывателям

Автор: Олексій Смолін
14:05 22.08.2019

22 августа 1865 года англичанин Уильям Шепперд запатентовал новое изобретение – жидкое мыло. С этого времени в европейской мыловаренной индустрии…
Читать дальше

Кто намылил головы киевским обывателям

22 августа 1865 года англичанин Уильям Шепперд запатентовал новое изобретение – жидкое мыло. С этого времени в европейской мыловаренной индустрии начался новый виток конкурентной битвы за рынки сбыта. Стал полем сражения и Киев. На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в схватке за кошельки чистоплотных городских обывателей схлестнулись Кельн Мюлленса, Анри Брокар, Жорж Дюфтуа, Альберт Зейдель и другие производители рангом пониже.

мыловар
Мыловар

Крупнейшими производителями мыла в Российской империи к началу двадцатого века были парфюмеры французского происхождения, немецкие негоцианты, казанские староверы и киевские фармацевты.

4711

Торговая марка парфюмерии «4711», которая была впервые использована в газетной рекламе в 1807 году, достаточно известна по сей день. В здании под этим номером на улице Глокенгассе в Кельне была зарегистрирована компания, созданная Вильгельмом Мюлхенсом. История фирмы началась с афер, спекуляций, скандалов, использования чужого имени и судебных преследований. Тем не менее к концу девятнадцатого века, благодаря стараниям Франца Мюлхенса – внука основателя династии парфюмеров, компания «Одеколон и парфюмерная фабрика Глокенгассе  № 4711» получила признание в королевских домах Нидерландов, России, Румынии, Италии, при дворе персидского шаха и удостоилась чести именовать себя поставщиком Двора Его Императорского Величества.

Франц Мюлхенс. Прижизненный портрет
Франц Мюлхенс. Прижизненный портрет

На территорию Российской империи продукция компании попала еще во времена наполеоновских войн, но настоящая популярность и широкий спрос «4711» приобрела в начале двадцатого века, когда наладила массовое производство и смогла обеспечить высокое качество своей продукции. В киевские магазины компания поставляла зубную пасту, жирную пудру, одеколоны, туалетную воду и мыло, которые не забывала обстоятельно рекламировать.

Реклама. Газета «Киевлянин», 1900 год
Реклама. Газета «Киевлянин», 1900 год

«А. Ралле и Со»

Одним из главных конкурентов «4711» на имперском и киевском рынке мыла и парфюмерии была компания «Альфонс Ралле и Со», созданная в 1843 году в Москве выходцем из Франции. Начало у нее было скромным – один паровой двигатель да четыре десятка рабочих. Первой продукцией предприятия были не мыло или одеколон, а стеариновые свечи. На производство дорогой парфюмерии Ралле замахнулся позднее, освоившись на новом месте и найдя делового партнера, также француза.

Рекламная открытка. Фабрика Ралле
Рекламная открытка. Фабрика Ралле

Через двенадцать лет с момента открытия фабрика занимала уже 22 деревянных корпуса. Специалистов-парфюмеров пригласили французских. Из Франции и Италии доставлялось сырье.

Реклама «Сливочное мыло Нега»
Реклама «Сливочное мыло Нега»

Кроме свечей, в ассортимент продукции добавились одеколон, духи, пудра, помада и мыло. В 1855 году компания Ралле удостоена престижного звания поставщика Двора Его Императорского Величества.

Реклама. Газета «Киевлянин», 1900 год
Реклама. Газета «Киевлянин», 1900 год

В начале XX века бренд «Альфонс Ралле и Со» выпускал уже около полутора тысяч наименований парфюмерной и косметической продукции, которая продавалась через сеть розничных московских магазинов и с оптового склада в Санкт-Петербурге. Оптовые партии расходились по всем российским губерниям, реализовывались в Китае, Персии и на Балканах. 

Реклама. 1901 год
Реклама. 1901 год

В 1899 году компания построила новые производственные площади, оснащенные последними достижениями науки и техники – электричеством, телефонной связью, лифтами и паровыми машинами. С 1896 года до 1091 капитал «Альфонс Ралле и Со» вырос с одного до полутора миллионов, а к 1913 удвоился. Все эти годы на фоне общих успехов владельцев компании сильно омрачало лишь одно обстоятельство – деятельность фирмы «Брокар и Ко», главного конкурента на внутреннем рынке.

Реклама «Брокар» и «Ралле» на одной странице
Реклама «Брокар» и «Ралле» на одной странице

 

«Брокар и Ко»

Генрих (Анри) Афанасьевич Брокар

Выходец из знаменитого парижского рода парфюмеров Анри Брокар в условиях жесткой конкуренции не нашел себе места на родине. Попытав счастья в Америке и потерпев там фиаско, он в 1861 году приехал в Россию, однако и здесь обнаружил местных аборигенов и своих соотечественников, уже занявших нишу товаров, производством которых он собирался заняться.

Мыловаренная фабрика в начале двадцатого века
Мыловаренная фабрика в начале двадцатого века

Два года Брокар проработал главным парфюмером на фабрике Константина Гика, а затем, продав за 25 тысяч франков разработанную им технологию изготовления концентрированных духов, организовал собственное производство. Анализ рынка показал ему, что конкуренты уделяют недостаточно внимания обыкновенному мылу, причем самым дешевым, а следовательно, и доступным его сортам. Именно на этом сегменте Генрих Афанасьевич Брокар, уже успевший русифицировать свое имя, и решил на первых порах сосредоточиться.

мыловаренный завод
Примерно в таких условиях начиналась история «Брокар и Ко»

Место для своего предприятия Брокар подыскал на том же Теплом переулке, где в свое время начинал и Ралле. 15 мая 1864 года весь коллектив новой компании, состоящий из ее создателя Г. А. Брокара, его ученика А. И. Бурдакова и рабочего Герасима приступили к производству первой партии «Детского мыла». Производительность была даже по тем временам смехотворной и достигала от 60 до 120 кусков за день. Однако уже в первом продукте была заложена неплохая маркетинговая находка – на каждом из кусков мыла была оттиснута одна из букв русского алфавита, и сразу нашлись коллекционеры, желающие собрать «полную азбуку».

Глицериновое мыло Брокар 1900
Глицериновое мыло Брокар 1900

Вслед за «Детским» наладили выпуск мыла «Шаром», представляющего собой сферу четырехмиллиметрового диаметра и стоимостью всего в пятак. Затем пошло в производство «Народного мыла» по копейке за штуку. Наращивая объемы, компания увеличивала и ассортимент. На прилавках бакалейных магазинов появились куски «Глицеринового», «Русского», «Мятного», «Кокосового» мыла.

Реклама. Газета «Киевлянин», 1900 год
Реклама. Газета «Киевлянин», 1900 год

К смелым рекламным решениям можно отнести появления мыла «Огурец», выполненного по форме и цвету очень похожим на настоящий овощ.  Спрос на брокаровские «огурцы» продержался четверть века. Удачным был и выпуск подарочного набора, который покупателю обходился всего в один целковый. За подобными подарками выстраивались целые очереди. Беспорядки и драки, вызванные «мыльным» ажиотажем, иногда можно было утихомирить только вызовом наряда полиции.

 Братья Зейдели

Киевское промышленное мыловарение пошло по особенному пути. Если в Москве, Санкт-Петербурге и Казани этим делом занимались парфюмеры или владельцы свечных заводов, то в Киеве мыловаренное производство организовали фармацевты. В 1888 году выходец из Австро-Венгрии Густав Вильгельмович Зейдель, пройдя через кучу бюрократических и организационных препон, открыл в Киеве аптеку. Ее разместили в принадлежащем братьям Зейделям доме на Крещатике, 17. Это здание находилось между перекрестками Крещатика с Институтской и Николаевской улицами, как раз напротив Киевской городской думы.

На фотографии фасад Городской думы и тыл Аптеки А. Зейделя
На фотографии фасад Городской думы и тыл Аптеки А. Зейделя

После смерти Густава его аптека перешла к брату Альберту Вильгельмовичу Зейделю, магистру фармацевтики, председателю Киевского фармацевтического общества. В аптеке изготавливались и продавались не только микстуры и порошки, но и минеральная вода, доставляемая с отечественных и зарубежных водных курортов. В качестве тонизирующих и укрепляющих организм средств торговала аптека и «чистыми виноградными винами» французских, португальских, греческих, венгерских и итальянских виноделов.

А. В. Зейдель
А. В. Зейдель

Не обошел, конечно, Альберт Зейдель своим вниманием и мыло, рассматривая его в первую очередь не как косметическое или парфюмерное средство, а как предмет, необходимый для личной гигиены и санитарии. Внимательно изучив имеющиеся на тот период предложения, он пришел к выводу, что с точки зрения фармацевтики ни один из имеющихся в продаже сортов мыла в полной мере его требованиям не отвечает.

Мыло для белья Зейделя
Мыло для белья Зейделя

Возникшую проблему Зейдель решил быстро и кардинально – он основал на Лукьяновке собственный мыловаренный завод, производство на котором было организовано на принципах фармацевтического производства. В рецептуре мыла отсутствовали какие-либо добавки, не несущие пользу человеческому организму.

Туалетное мыло Зейделя
Туалетное мыло Зейделя

 Даже к рекламе своей продукции Зейдель подошел со свойственным фармацевту или даже медику подходом: не упрашивая или уговаривая покупателя приобрести свою продукцию, а выдавая ему повелительным императивом: «Требовать!»

Железнодорожная платформа дачного поселка Ворзель
Железнодорожная платформа дачного поселка Ворзель

Интересна еще одна особенность в рекламе мыла Лукьяновской фабрики Зейделя – как правило, она появлялась в том же номере газеты «Киевлянин», в которой в этот день публиковалась реклама «косметических мыл» Брокара, Ралле, «4711» и других менее известных и титулованных производителей. Причем если «душистые и ароматные» рекламировались на последней странице газеты, то зейдельские, «лишенные добавок», поджидали читателя на первой или второй странице издания.

Дача А. Зейделя в поселке Ворзель
Дача А. Зейделя в поселке Ворзель

К тому же по счастливому совпадению дача Альберта Зейделя, в которой он проживал все теплое время гола, находилась по соседству с дачей журналиста, а затем и редактора «Киевлянина» В. В. Шульгина. А уж «по-соседски»  решить многие вопросы можно быстро и без лишних проволочек.

Великий Київ у Google News

підписатися