Кто хочет бортпроводником?

Автор: Надія Музлова
14:11 12.07.2018

Стюардессы и стюарды – одна из самых романтических профессий. Когда по аэропорту проходит летная команда, многие с восхищением смотрят им…
Читать дальше

Кто хочет бортпроводником?

Стюардессы и стюарды – одна из самых романтических профессий. Когда по аэропорту проходит летная команда, многие с восхищением смотрят им вслед. Однако мнение, что работают здесь исключительно модели с интеллектом дипломата, – миф, на собеседование может прийти каждый.   Вся правда о профессии – во Всемирный день бортпроводника гражданской авиации

Вениамин Тимошенко провел в небе 15 лет и сейчас возглавляет Объединение независимых профсоюзов работников авиации. А собирался полетать пару лет – мир посмотреть. Бортпроводником попробовать предложил отец – пилот больших самолетов. Поэтому Вениамин знал, что это за профессия.

Базовые требования

Прийти на собеседование может почти любой, независимо от опыта или образования. Но есть ряд четких требований. Желаемый рост девушки стартует от 160-164 см и до 175 см, для парней – 170-185 см. Вес рассчитывается исходя из роста, но кандидаты не должны быть полными. Все это обусловлено практической целесообразностью: рост – чтобы дотянуться до разных частей внутри самолета, вес – сократить нагрузку на самолет, да и на выносливость и здоровье это влияет. Внешность модели не нужна, но привлекательным человек должен быть. Второй важный момент – здоровье, его проверять будут после собеседования, но оно должно быть идеальным.

Во время эпидемии гриппа

Еще одно важное условие: знание английского не ниже среднего уровня (Intermediate), ведь в Украине внутренних рейсов мало и почти все бортпроводники участвуют в международных полетах.

Учебу проходят, как правило, после собеседования и медкомиссии. Для претендентов без опыта есть возрастное ограничение – 35 лет. Уже летавшие стюардессы и стюарды могут быть и старше. На собеседование нужно приходить в деловом стиле: выглаженная рубашка, брюки или юбка и туфли на каблуках для девушек. Обязательно – макияж в естественном стиле. Это будет требованием и в работе.

Кому летать

На собеседование может быть множество странных вопросов и даже неприятных. Собеседование, кстати, часто ведет сразу несколько человек – целая комиссия. «Создают конфликтную ситуацию и смотрят, как ведет себя человек, вспыхивает он или спокоен, как он будет справляться в реальной ситуации на борту», – поясняет Вениамин Тимошенко.

Следующий этап после собеседования – медкомиссия. Проходить придется всех врачей. Проверки тщательные: от волос и состояния кожи до сердца и выносливости. Профессия предполагает серьезные нагрузки. Банально нужна будет физическая сила открыть тяжелую дверь самолета, развозить очень тяжелые тележки с напитками и едой. Но самое главное – это по несколько часов кряду на ногах, при смене давления, частой смене климата и временных поясов, а также – облучение на высоте. Все это возможно выдержать только при идеальном здоровье.

Тяжелую тележку с напитками «в навалку» надо быстро рассортировать так, чтобы легко и удобно обслуживать пассажиров

Обучение, как правило, начинается после первых двух этапов и может проводиться как за счет компании, так и кандидатов. Раньше авиалинии возили на учебу за рубеж, сейчас обучающие центры появились в Киеве. Базовые знания: устройство одного из типов самолета, всевозможные правила поведения в экстренных ситуациях, оказание скорой помощи. Учат и противодействию терроризму, но это – секретная информация, отмечает бывший бортпроводник.

Официант или спасатель

Считается, что бортпроводник – это обслуживающий персонал. Правда, такое мнение бытует только среди пассажиров постсоветских стран. Конечно, пилотная группа выполняет много обязанностей официантов: покормить, попоить, помочь. Это рутинная часть работы, которая заметна больше всего. Но главное все-таки – это оперативность и безопасность. Перед каждым полетом проходит так называемый брифинг – инструктаж. На нем главный бортпроводник распределяет роли (зоны ответственности) между остальными членами команды, информирует, какой самолет и сколько пассажиров, и проверяет знания стюардесс и стюардов по своим задачам. Все, что учили на курсах, все действия постоянно должны быть в памяти. «В экстренных ситуациях счет идет на секунды, – поясняет Вениамин Тимошенко. – Например, при экстренной посадке всех, кто в самолете – 100 это человек или двести, мы должны вывести за 90 секунд, не больше».

Бортпроводник – это прежде всего психолог. «Те, кто боится лететь, сразу заметны: руки вцепились в подлокотник, взгляд в одну точку. С таким пассажиром заговаривали, рассказывали, что это самый безопасный транспорт, что и мы хотим домой вернуться и летаем же. Человек оттаивает, щеки розовеют, спрашивает 50 грамм коньяка – да, конечно, нальем. Вот уже и лететь не страшно», – делится собеседник «Большого Киева».

Есть и другая сторона медали: алкоголь из Duty Free, пьяный дебош или неуважение к персоналу. Европейцы себе такого не позволяют – у них наказание за нарушение порядка на борту вплоть до тюремного срока. Свои права они также отстаивают не руганью и топаньем ногами, а через суд.

Цена вопроса

Заработная плата бортпроводников в Украине очень разнится в зависимости от работодателя: от 700 долларов в малой компании и больше 1000 долларов – в крупной. При этом перейти из одной компании в другую сложно: есть внутреннее негласное правило не переманивать друг у друга сотрудников. А рынок для трудоустройства, в общем-то, узкий.

Самую низкую зарплату стюардессам и стюардам тоже тратить особо некогда. Их жизнь в основном выглядит так: прилетел из рейса, поспал, встал, рубашку погладил и полетел. Часто из-за этого распадаются семьи или наоборот – уходят из профессии.

Зато через несколько лет официальный отпуск в два раза дольше, обычного – 56 дней. И бесплатный билет в любую точку мира – это сразу.

Пенсионные условия сейчас тоже не ахти: 15 лет работы в небе (бортпроводником) и остальные годы до общей нормы на земле. Хотя раньше до пенсии на земле надо было отработать десять лет для женщин, 15 – для мужчин.

30 стран мира

Что же влечет молодых, эрудированных, красивых и цветущих людей на такую работу? Да еще и с конкурсом более десяти человек на место. У Вениамина Тимошенко ответ прост: «За 15 лет работы я побывал в 30 странах. Канада – как правильная Украина. Та же природа, те же ромашки, караси, но соблюдаются законы и страна для людей. В Америке права человека – святая святых. Очень понравились Таиланд, Индия. Первые впечатления – это было в Греции, и это был культурный шок: архитектура другого цвета, яркая, жизнерадостная».

Великий Київ у Google News

підписатися