Киев давно декларирует цель стать настоящей европейской столицей, с присущими ей ценностями и идеологией. И город медленно, но уверенно идет к этой цели – по окуркам и битому стеклу, протискиваясь сквозь автомобили, которыми заставлены тротуары. И едет в том же направлении по разбитым дорогам. И в то же время есть одна объединяющая все бытовое хамство проблема, которая на первый взгляд не имеет ничего общего с загаженными лифтами, непристойными надписями на стенах домов и нарушениями правил дорожного движения
И какое это имеет отношение к шашлыкам в парковой зоне и курению и распитию спиртных напитков на детских площадках. Речь идет о недостатке средств в бюджетах городов и всего государства. На самом деле две эти проблемы можно рассматривать в одной плоскости.
Итак, штрафы. Мусор на улицах, пьяные водители, пожары в парках из-за разведения огня для шашлыков, граффити на витрине недавно открывшегося магазина – если среднестатистический украинец будет точно знать, что придется расстаться с суммой, которая значительно урежет его личный бюджет, существует очень большая вероятность, что он будет вынужден отказаться от своих вредных привычек и дурных манер.
Нет средств на качественную систему уборки Киева – штрафы принесут необходимые деньги и покроют затраты.
Ищете, как пополнить городской бюджет, – вводите штрафы.
Как в мире воюют за чистоту на улицах и трезвость на дорогах
Если бы вы бросили окурок или пивную банку мимо урны на улицах Бельгии, вам пришлось бы выложить из собственного кармана €50. Во столько оценивалось это удовольствие пару лет назад. До того как в 2015 году в Бельгии вдвое подняли штрафы за мелкий мусор на улице. Сейчас будьте готовы расстаться с €100.
Штраф за выброшенные бумажки, жвачки или окурки в Париже с конца 2015 года составляет около €70. Максимальное содержание алкоголя в крови для водителей установлено на уровне в 0,5 промилле. Выпил больше – готовься заплатить штраф от €135. А вот превышение отметки в 0,8 промилле предусматривает наказание на выбор: штраф в €4500 или тюремное заключение до двух лет. Если в крови, кроме алкоголя, найдены следы наркотиков – штраф €9000 или лишение свободы до трех лет.
От $20 до $250 штрафа платят жители Тбилиси за мусор, оставленный на улице, в Стокгольме размер взысканий колеблется от $80 до $180. В Швеции, как и в Украине, предельно допустимый уровень алкоголя в крови — 0,2 промилле. Но этой скандинавской стране нет четко установленных размеров штрафов за вождение автомобиля в нетрезвом виде. Сумма, которую придется заплатить правонарушителю, зависит от его доходов. Минимальное наказание равняется зарплате, которую любитель выпить получает за 40 дней.
В Германии размер штрафа зависит от объема мусора, выброшенного в неположенном месте. От €20-30 за жестяные банки и бумажный мусор до €600 за вещи с большими габаритами, например старые двери или кресло.
За вождение автомобиля при уровне алкоголя в крови 0,5 промилле – штраф от €500. В случае повторного нарушения сумма может возрасти до €3000. Если последствием пьянства за рулем стало ДТП, начиная с 0,3 промилле наступает уголовная ответственность, которая влечет за собой высокие штрафы и лишение прав сроком от шести или 12 месяцев. Размер денежного взыскания зависит от доходов нарушителя.
Высокий уровень штрафных санкций принят в Сингапуре. Оставим в стороне практику физических наказаний, но по кошельку хорошо ударит любой штраф, который не бывает меньше $500 и легко достигает отметки в $1500. Между прочим, в этом городе-государстве штраф в $800 грозит не только нарушителю правил приличия за выплюнутую жвачку – его легко можно отхватить только за то, что ее найдут у вас в кармане. Жевательная резинка здесь вне закона.
Что нам мешает навести порядок
Даже не самый внимательный зритель западных фильмов заметит, насколько часто поднимается в них проблема государственной слежки за гражданами. Теории заговоров; возможность изучить в деталях почерк человека через космический спутник в любой точке мира; хакеры, взламывающие камеры слежения на оживленных перекрестках, чтобы обеспечить победу главного героя в уличных гонках, и десятки, если не сотни других сюжетов и сюжетных ходов.
Но в случае с мелким мусором во дворах и прочими административными нарушениями нам меньше всего нужны космические спутники и хакеры-виртуозы. Здесь больше подойдет практика общественных контролеров и полиции, а видеокамеры –для автомобильных дорог и мест скопления людей.
Для наведения порядка на улицах и дорогах мало автоматической фиксации нарушений, необходима единая информационная база нарушителей – это нормальная европейская практика.
Что же касается камер на городских улицах, это в большей степени практика США, где эти устройства расположены практически на каждом углу. Добавьте наружные камеры ресторанов и кафе, отелей, складов и магазинов, и т. п. Такое обилие средств видеофиксации позволяет не только оперативно реагировать на угрозы и нарушения, но и находить все необходимые доказательства. Это также эффективная превентивная мера.
А теперь давайте посмотрим, как работает в Киеве система административных штрафов, например за мусор.
В соответствии со статьей 255 Кодекса об административных правонарушениях, в перечень «лиц, которые имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях» и налагать штрафы (в соответствии со статьей 152), входят уполномоченные органов внутренних дел (Национальной полиции), должностные лица, уполномоченные на то исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских рад; представители общественных организаций или органов общественного самоуправления, в данном случае – члены общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы.
Но есть одна важная деталь: как все выше названные уполномоченные лица имеют право выписать штраф, так и физическое лицо вправе отказаться предоставлять документы или совершать любые действия, которые от него требуют в связи с нарушением им общественного порядка. Поэтому де-факто выписать штраф за нарушение статьи 152 может исключительно представитель правоохранительных органов. К сожалению, с появлением в Киеве патрульной службы Национальной полиции количество окурков не уменьшилось.
Ну и размер штрафа тоже не впечатляет. Так, согласно статье 152 Кодекса об административных правонарушениях, «нарушение государственных стандартов, норм и правил в сфере благоустройства населенных пунктов, правил благоустройства территорий населенных пунктов – влечет наложение штрафа на граждан от 20 до 80 необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц, граждан - субъектов предпринимательской деятельности – от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан».
С учетом того, что необлагаемый налогом минимум доходов в Украине равняется 17 грн, штраф, соответственно, составляет от 340 грн (17 х 20) до 1360 (17 х 80) грн.
Мало того что штрафовать, считай, некому, так и такого наказания мало кто боится.
С граффити ситуация еще хуже. Украинское законодательство слова такого не знает. Единственное, что можно, – привлечь любителя прекрасного по статье о порче фасадов жилых зданий. Штраф за это предусмотрен от 17 грн до 51 грн.
Четыре года назад, в 2012-м, в Верховной Раде был зарегистрирован «Проект закона о внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях в части определения ответственности за самовольное нанесение изображений или надписей» под номером 10375. Законопроект предлагал ввести штраф, сумма которого и сейчас способна остановить правонарушителя – от четырех до восьми тысяч гривен. Но документ был отозван в том же году.
Особняком стоит вопрос: а не пожарить ли нам шашлычок в близлежащем парке?
С 1 апреля в Киеве введен запрет на разжигание огня в лесопарковых зонах. Штраф – 1500 грн. Хотя введение наказания за угрозу пожара и гору оставленного мусора вызвало волну возмущения, мало кого из любителей барбекю это остановило. Если компания из десяти человек скинется по 150 грн, чтобы оплатить штраф и продолжить веселье, им это выйдет дешевле, чем заказать шашлык в кафе. Обязанность следить за соблюдением правопорядка в городских парках возложена на патрульную полицию.
На первый взгляд, инициатива неплохая, только если не задаться вопросом, а можно ли устроить пикник с приготовлением шашлыков, например, в Центральном парке Нью-Йорка или в скверике возле Эйфелевой башни. Может, кто-нибудь видел там компании нетрезвых людей, запивающих шашлычок в лучшем случае пивом? Но даже если расставить через каждые десять метров контейнеры для мусора, что это изменит. Зачем вообще в европейской столице костры и шашлыки в пределах городской черты.
Что такое адекватные штрафы для пополнения бюджета, рассмотрим на примере наказаний за вождение автомобиля в пьяном виде.
В 2015 году было задокументировано около 100 тысяч таких случаев. Если применить арифметику и допустить, что народные депутаты примут «Проект закона о внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за вождение транспортных средств в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под влиянием лекарственных препаратов, которые снижают внимание и быстроту реакции)», предусматривающий штраф в размере 10 200 грн, то получаем пополнение бюджета в 1 млрд 20 млн грн и, вероятно, сокращение числа аварий на дорогах.
Поэтому, если мы хотим ходить по чистым улицам и ездить по безопасным дорогам, нам сначала стоит признать, что штрафы за нарушение общественного порядка не только копеечные, но и применяются выборочно. Если бы штраф за пивную банку или пластиковую бутылку, выброшенную на улице, был неизбежным и обходился нарушителю в 1500-2000 грн за раз или в 10-15 тысяч оценивалось грубое нарушение ПДД, то нам скорее удалось бы изменить если не менталитет, то правила поведения.
Не только за все хорошее нужно платить. За все плохое приходится расплачиваться.
И не надо людям во власти ничего придумывать, просто следует правильно использовать мировой опыт и иметь достаточно политической воли.