Когда в Киеве всюду звучала польская речь

Автор: Станислав Цалик
12:22 23.12.2016

Первый документально засвидетельствованный костел в Киеве заложил в 1228 году польский миссионер из Кракова Яцек Одровонж, впоследствии причисленный римско-католической церковью…
Читать дальше

Когда в Киеве всюду звучала польская речь

Первый документально засвидетельствованный костел в Киеве заложил в 1228 году польский миссионер из Кракова Яцек Одровонж, впоследствии причисленный римско-католической церковью к лику святых. Великий князь Киевский Владимир Рюрикович разрешил ему основать доминиканскую общину и построить на Подоле костел в честь Девы Марии

Спустя пять лет тот же князь, не отличавшийся последовательностью, запретил миссионеру продолжать свою деятельность и вынудил его оставить город. Однако с тех пор на протяжении многих столетий львиную долю киевских католиков составляли поляки.

Численность польской общины Киева постоянно менялась. Ее увеличение было связано, как правило, с политическими событиями. Таковым, например, стала Кревская уния, подписанная в 1385 году Великим княжеством Литовским, в состав которого входил наш город, и Польшей. В результате в Киеве появилось довольно много поляков.

Город стал еще ближе Короне Польской в 1422 году, когда король Владислав II Ягайло женился на киевлянке Софье Гольшанской, вошедшей в историю как «королева Сонька». Спустя полстолетия ее сын король Казимир IV Ягеллончик учредил Киевское воеводство и подчинил его себе.

В 1569 году Киевское воеводство официально вошло в состав Польши. После этого произошла очередная волна наплыва поляков. Дело в том, что в 1590 году сейм разрешил заселять «пустынные земли» в Киеве и окрестностях.

В город начали в массовом порядке прибывать шляхтичи, а также польские простолюдины – мещане, ремесленники, торговцы. В 1620 году появились иезуиты, позднее открывшие Киевскую коллегию со школами грамматики, поэтики и риторики. Этот процесс прервало восстание под руководством Богдана Хмельницкого – в итоге Киев в 1667 году отошел к Российской империи.

Костел и часовни

Польская община в Киеве вновь начала расти после 1796 года, когда в Петербурге взошел на трон император Павел I. Он снял ограничения для поляков, введенные его матерью Екатериной II.

Летом 1815 года император Александр I разрешил многочисленной польской общине построить в Киеве большой каменный костел во имя Св. Александра. Его строили долго, что и сломало архитектурную судьбу храма – в связи с восстанием в Польше 1830-1831 годов строительство остановили. А спустя пять лет из Петербурга поступило указание упростить проект. Достроенный на скорую руку костел освятили в 1842 году, а уже окончательно завершенный – повторно в 1849-м.

В те годы в Киев приехал выпускник Харьковского университета Николай Костомаров. Воспитанный в русскоязычной среде, он не ожидал встретить здесь обилие непонятной ему речи. С изумлением отмечал в мемуарах: «Интеллигентный язык во всем крае был исключительно польский».

И действительно, в том же Киевском университете Св. Владимира, где Костомаров начал преподавать, более половины студентов оказались сыновьями польских помещиков соседних губерний. Поляком был и каждый пятый коллега Костомарова – среди преподавателей университета особой известностью пользовались историк права Александр Мицкевич (брат великого поэта), химик Стефан Зенович, математики Стефан Выжевский и Гжегож Хречин, физик Игнатий Абламович, филолог Максимилиан Якубович и другие.

Учитывая столь значительный процент польских студентов и сотрудников, император Николай I разрешил открыть при Киевском университете католическую часовню. Ее устроили в левом крыле главного корпуса, на втором этаже, и освятили во имя Св. Владимира. Храм был немаленьким (30 х 15 м), имел три алтаря (главный — с образом Христа, а также два боковые — с образами евангелиста Иоанна и Божьей матери; все три, как утверждали современники, кисти знаменитого Карла Брюллова) и орган. Настоятелем являлся заведующий университетской кафедрой теологии.

Католические часовни отрылись и при других учебных заведениях Киева – например, 1-й мужской гимназии, Институте благородных девиц, где процент польских воспитанников был значителен. Эти часовни закрыли после подавления январского восстания 1863 года в Польше.

Общественное собрание

В начале ХХ столетия поляки составляли более 10% населения Киева. Присутствие в городе польской культуры можно было обнаружить не только на слух, как это довелось Костомарову, но и визуально – например, читая уличные таблички с названиями учреждений, среди которых было множество польских общественных организаций: благотворительных, спортивных, медицинских, женских.

Ведущую роль играло Польское общественное собрание Ogniwo, располагавшееся на Крещатике. Во главе его стояли председатель, секретарь и казначей, их заместители, а также 13 «старшин» (члены правления). Общественное собрание решало все основные вопросы жизнедеятельности польской общины.

Другие общественные организации распределялись по интересам: Польский промышленно-технический клуб, Общество вспомоществования студентам-полякам университета Св. Владимира, Польское медицинское общество, Польское гимнастическое общество, Польский кружок гребного и парусного спорта, Польское общество летних детских колоний, Союз равноправия польских женщин и другие. Существовало также Польское страховое общество Przezornosc, занимавшееся страхованием жизни и от несчастных случаев.

Тридцать два, не считая девяти

В Киеве издавалось немало периодики на польском языке. Так, 1 февраля 1906 года увидел свет первый номер Dziennika Kijowskiego – ежедневной газеты, быстро завоевавшей симпатии читателей. Основателем и главным редактором издания был граф Владислав Грохольский, впоследствии его сменил известный общественный деятель и писатель Иоахим Бартошевич.

Польские издания представляли разные политические спектры. Например, G?os Kijowski, издаваемый Артуром Сливинским, пропагандировал левую идеологию, а Goniec Kijowski Вацлава Липинского следовал федеративным взглядам.

Выходили на польском языке детские, молодежные, женские журналы и газеты, а также специализированные издания – для учителей, военных. Издавались еженедельники религиозного содержания, в частности, G?os Katolicki и Lud Bozy, редакции которых находились при костеле Св. Александра. Собственную периодику издавали и общественные организации. На страницах одного из таких изданий дебютировал киевлянин Ярослав Ивашкевич, будущий классик польской литературы.

Ну и, конечно, каждый киевский поляк имел дома ежегодник Kalendarz Kijowski Polski – небольшую книжку, в которой содержались все памятные и юбилейные даты текущего года, приводились краткие биографии юбиляров и выдающихся личностей, а также указывались религиозные праздники. А вообще, в 1906–1918 годах в Киеве выходило 32 периодических издания на польском языке. Можно добавить к ним еще девять, издававшихся нелегально.

От книг до модерна

В жизни многих киевлян сыграли важную роль представители польской общины. Так, книголюбы не могли представить себе города без знаменитой книжной лавки Леона Идзиковского на Крещатике, – там был лучший в Киеве ассортимент. При магазине работала «Библиотека русских, польских, французских и английских книг», предлагавшая читателям более 100 тыс. названий!

На долю фотографа Владимира Высоцкого приходилась едва ли не половина всех заказов в Киеве, его мастерство отмечено престижным званием «Придворный фотограф Ее Императорского Высочества Великой княгини Александры Петровны». Именно у него, кстати, сделал свадебный снимок Иван Франко, обвенчавшись в Киеве с Ольгой Хоружинской.

Творцами киевского архитектурного модерна стали зодчие Владислав Городецкий, Кароль Иваницкий, Генрих Гай и граф Игнатий Ледоховский. Именно они украсили город романтическими зданиями, до сих впечатляющими и туристов, и самих киевлян – без них не обходится ни один путеводитель. Например, Дом с химерами (Банковая, 10). Клиника Петра Качковского (Олеся Гончара, 33). Дом со змеями (Большая Житомирская, 32). Дом с атлантами (Костельная, 7). Караимская кенаса (Ярославов Вал, 7, ныне Дом актера). Бессарабский крытый рынок. Дом врача Николая Трофимова (Назарьевская, 21).

Весь город знал создателя первой в Киеве поликлиники профессора Никанора Хржонщевского. А выписанные им лекарства покупали в лучших в городе аптеках Адольфа Марцинчика. Многие киевляне поправили здоровье в Институте физических методов лечения доктора Юзефа Гарлинского. Основателем Киевской дерматологической клиники был доктор Людвиг Гурецкий, а известной в городе водолечебницы – доктор Оскар Камионский.

100 лет назад Киев по праву считался одним из самых благоустроенных городов империи. Несомненно, в том есть и немалая заслуга польской общины, чьи представители заслужили доброе слово потомков.

Великий Київ у Google News

підписатися