Когда в Киеве с богом обращались как с предметом

Автор: Олексій Смолін
15:49 12.09.2017

Более 900 лет начальное школьное образование на Руси, а затем и в Российской империи было неразрывно связано с православной церковью….
Читать дальше

Когда в Киеве с богом обращались как с предметом
Світлодіодне освітлення

Более 900 лет начальное школьное образование на Руси, а затем и в Российской империи было неразрывно связано с православной церковью. Вплоть до середины 1917 года главным школьным предметом во всех государственных, частных и церковных начальных учебных заведениях империи считался закон божий. Традиция, заложенная киевским князем Владимиром Крестителем, пережила феодальную раздробленность, монгольское иго, Смутное время. Эпоха правления Романовых только укрепила связь школьного образования и государственной религии. И только после свержения последнего помазанника божьего наметилось отделение школы от церкви 

«Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых». Это строки из написанной в стенах Киево-Печерского монастыря «Повести временных лет», одного из старейших летописных источников Киевской Руси.  В учрежденных князем Владимиром училищах дети обучались трем предметам – чтению, письму и пению. При этом читалась религиозная литература (Часослов, Псалтырь, Апостол, Божественное писание), переписывались священные тексты, да и пение было исключительно церковным. Училища создавались при церквях и монастырях, а преподавали в них в основном «выписанные» из Царьграда и Болгарии священники и монахи.

Подобный подход к образованию сохранялся на Руси в течение сотен лет без существенных изменений. По свидетельству Антонио Поссевино, папского легата, посетившего Русь в 1573 году, в русском государстве «нет… ни коллегий, ни академий, а есть только кое-какие школы, в которых учатся дети читать и писать».  

Ничего не изменилось и к началу XVII века. К примеру, будущий император Петр I начал обучаться грамоте в пять лет. Его первыми учебными пособиями стали Часослов, а затем Псалтырь и Евангелие. Уже приступив к своим реформам, Петр одновременно с перестройкой армии, созданием флота и строительством новой столицы занялся переменами в образовании. В созданных им «навигацких» и «цифирных школах» преподавали исключительно дисциплины, имеющие практическое значение. Создаваемой империи требовалось все больше и больше грамотных специалистов, и терять время на изучение ими закона божьего государь не желал. В то же время эта дисциплина являлась одной из основных не только в открывающихся на уральских горных заводах начальных школах для рабочих и их детей, но и в других школах «для детей всякого сословия».

Главнейший из школьных предметов

К созданию всеобщего образования российское государство вплотную приступило только в царствование Александра I. Изданные в 1803 году «Предварительные правила народного просвещения» предусматривали три вида училищ – приходские, уездные и губернские. Для привилегированных слоев общества предназначались гимназии и университеты. Манифестом 1817 года было объявлено, что «основанием истинного просвещения является христианское благочестие». С 1819 года для всех училищ и гимназий был введен обязательный предмет – закон божий.

В 1864 году Александр II подписывает «Положение о начальных народных училищах».

Для всех училищ, как светских, так и церковных, учреждается единая программа, в которую входят: закон божий, чтение церковное и гражданское, письмо, арифметика, церковное пение.  Обучение детей предписывается вести на религиозных и нравственных основах. В 1884 году выходят «Правила о церковно-приходских школах», действовавшие вплоть до середины 1917-го. В них особо подчеркивается, что главной задачей школы является «утверждение православного учения веры».

Закон божий и сопутствующие ему предметы занимали значительную часть учебного времени. В годы царствования Николая I, к примеру, преподавание этих дисциплин было растянуто на семь лет обучения. В первом классе изучали Ветхий завет, во втором переходили к Новому завету. С третьего по седьмой классы изучались катехизис и важнейшие молитвы святой литургии. Кроме того, на уроках «мертвых языков», латыни и древнегреческого, изучались первоисточники – сочинения отцов церкви.

Даже к началу ХХ века, несмотря на стремительное развитие естественных наук и общий научно-технический прогресс, закон божий в российских школах оставался основным предметом. В школьных табелях и свидетельствах об окончании учебных заведений оценка успеваемости по этому предмету всегда располагалась на первом месте.

Все по воле божьей

«Волей божьей» назвал святейший синод отречение Николая II в обращение к временному комитету Государственной думы. Князья церкви, выражая всемерную поддержку Временному правительству, рассчитывали на сохранение статуса православия как господствующей религии. Но программы большинства партий, пришедших к власти в результате февральского переворота, предусматривали отделение церкви от государства.

Первый удар по «руководящей и направляющей» роли Российской православной церкви был нанесен 14 июля 1917 года. В этот день Временное правительство выпустило постановление «О свободе совести», объявившее равенство в пользовании гражданскими и политическими правами, независимо от принадлежности к вероисповеданию. Затем 20 июля Временное правительство передало православные церковно-приходские школы, финансируемые из госбюджета, в ведение министерства народного просвещения.

5 августа было учреждено министерство вероисповеданий, а святейший синод потерял статус органа государственной власти.

Инициатива на местах

Готовясь к новому учебному году, училищная комиссия при Киевской городской думе на одном из своих совещаний обратилась к закону божию. Гласные справедливо рассудили, что если вопросы вероисповедания отдельных горожан перестали быть делом государственным, а стали делом семейным, то и расходы по религиозному воспитанию должны нести сами верующие, но никак не городская казна. В связи с этим на заседании училищного комитета решили, что отныне закон божий не является главным и обязательным предметом, а как раз наоборот – необязательным и даже факультативным. Преподаваться эта школьная дисциплина должна только желающим и за их счет.

Киевская епархия с ответом на решения училищной комиссии не заставила себя ждать. С официальным обращением к городским властям она не стала выступать, а по новой революционной моде провела 8 сентября «многолюдное общее собрание уполномоченных от приходов города Киева, с участием других членов приходов, в том числе и родителей учащихся в городских приходских училищах».

После бурного и «всестороннего обсуждения постановления городской училищной комиссии о признании Закона Божия в городских начальных училищах предметом необязательным была вынесена следующая резолюция:

а) признать указанное постановление училищной при городской думе комиссии прямым вызовом всему православному населению города Киева, постановление это является не только противохристианским, но противокультурным; на пространстве многовековой истории русского народа православная вера была единственным почти культурным фактором; устранить этот фактор – это значит оставить народ среди страшной духовной пустоты; для всякого ясно, что само население, ни по образованию своему, ни по условиям трудовой жизни, ни по своим материальным средствам, не в состоянии обучать детей Закону Божию – этой основе христианской жизни, залогу семейного, общественного и государственного порядка. Поэтому собрание выражает твердую свою волю отстоять для школы Закон Божий и протестует против решения названной училищной комиссии, апеллируя к собранию городской думы;

б) протестовать против переложения платы за обучение в школе Закону Божию на плечи бедного и действительно нуждающегося населения, решения противодемократического, идущего в разрез с обещаниями о всеобщем бесплатном обучении, которые давались населению социалистическими партиями в период выборов в городскую думу, если целесообразно и вполне естественно для городского самоуправления расходовать немалые средства на театральные развлечения для сравнительно небольшой части населения г. Киева, то тем более обязательно для него позаботиться об удовлетворении той духовной потребности огромной массы христианского населения, каковою является обучение детей Закону Божию.

в) просить, настаивать и даже требовать, чтобы Закон Божий по-прежнему остался обязательным предметом обучения в городских школах».

Тремя неделями позже создавшуюся ситуацию прокомментировал Всероссийский поместный собор, собранный в Москве 28 сентября 1917 года. Он принял определение «О преподавании Закона Божия в школе». Совет доводил до Временного правительства свое мнение о том, что все светские школы – как государственные, так и частные, где есть православные учащиеся, должны сохранить закон божий обязательным предметом, а преподающий этот предмет законоучитель должен пользоваться всеми правами государственной службы.

По большому счету, Всероссийский поместный собор являлся всего лишь съездом делегатов от православных общин (приходов), но и сами священники еще не смирились, а большинство верующих еще не свыклись с тем фактом, что церковь перестала быть органом государственного управления. Ярким примером тому служит предпринятая собором всероссийская акция, призванная поддержать престиж православной церкви и подчеркнуть ее роль в Российском государстве.

12 сентября киевское духовенство обратилось к киевлянам: «Епископы и священники города Киева напоминают православному населению города, что всероссийский поместный собор призывает всех православных для снискания милости божией в переживаемую страшную годину бедствий посвятить дни – вторник, среду и четверг усиленному молению дома и в храмах божьих, где будут совершаемы утренние и вечерние богослужения, усиленному посту, воздержанию от суетных развлечений по уставу церкви Христовой».

Ответ управляющего киевским учебным округом, опубликованный в газетах на следующий день, показал, что «свобода совести» пока существует лишь на бумаге: «Ввиду назначения всероссийским церковным собором трехдневного поста и с благословения управляющего Киевской духовной епархией преосвященного Никодима учебным заведениям гор. Киева предлагается отслужить, если возможно, в своей или ближайшей приходской церкви обедню и молебен. Отцы-законоучители в своем слове должны отметить переживаемый государством момент и основания для назначения поста. По окончании службы учащиеся должны быть освобождены от занятий. В тех учебных заведениях, учащиеся коих не могут принять участие в богослужении в церкви, должен быть отслужен молебен в помещении учебного заведении».

Окончательно закон божий был переведен из обязательных предметов в разряд факультативных только 10 декабря 1917 года. Но сделано это было уже другим правительством после очередного вооруженного переворота. 

Великий Київ у Google News

підписатися