Когда в Борисполе не было самолетов

Автор: Станислав Цалик
12:00 07.02.2018

Борисполь известен на весь мир благодаря одноименному международному аэропорту. Но туристы его не жалуют: там крайне мало старины. Это не…
Читать дальше

Когда в Борисполе не было самолетов

Борисполь известен на весь мир благодаря одноименному международному аэропорту. Но туристы его не жалуют: там крайне мало старины. Это не значит, что возраст Борисполя составляет всего пару столетий. Напротив, он – один из древнейших городов Киевской области

Может быть, это ирония госпожи истории, но современные летчики совершают взлеты-посадки в местности, которую летописи упоминают как Летч. Слова выглядят как однокоренные (совпадение, понятно, случайное). Летч – старинное название Борисполя. Другие варианты – Льто, Олто. Летописи упоминают Летч под 1015 годом в связи с тем, что там был коварно убит сын киевского князя Владимира Великого – Борис, возвращавшийся из похода на печенегов. Спустя несколько десятилетий князь Борис был причислен к лику святых. Летч был укрепленным городищем. Выполнял пограничные функции, ибо стоял на меже Киевского и Переяславского княжеств. Здесь же были пункт замены лошадей и места временного отдыха путников – князей, их послов, купцов. Эту страницу истории Летча закрыло нашествие армии хана Батыя в 1240 году. Поселение было полностью разрушено.

Во имя святого

Вскоре здешние земли перешли под власть Литвы, затем – Польши. Польский король подарил их своему переводчику Солтану Албеевичу. Тот быстро монетизировал королевскую щедрость: в 1508 году продал подарок киевскому Пустынно-Никольскому монастырю (располагавшемуся неподалеку от нынешней станции метро «Арсенальная»). Монахи решили увековечить в названии новых монастырских владений факт гибели здесь своего святого в XI столетии. Название Летч исчезает из документов, его вытесняет новое – Борисово поле. Трансформация Борисова поля в Борисполь произошла тогда же, в XVI столетии. По крайней мере, в 1590 году новое название упоминается официально – в документах Варшавского сейма, начавшего раздавать эти земли «нужным людям». Борисполь, в частности, достался Войтеху Чановицкому, полковнику (по другим сведениям, гетману) войска запорожского. Однако спустя шесть лет, в 1596-м, король Сигизмунд III отобрал у него этот дар за «своевольничанье», возвратив Борисполь в собственность польской короны. Заодно пожаловал ему Магдебургское право (право на самоуправление) и учредил Бориспольское староство. В 1607 году староство было пожаловано коронному гетману Станиславу Жолкевскому в пожизненное владение – в награду за подавление казацкого восстания против шляхты под руководством Северина Наливайко. После смерти коронного гетмана в 1620 году староство меняло собственников – семья Жолкевского, Даниловичи, Локонские. В тогдашнем Борисполе насчитывалось 77 домов, в которых проживало около 370 человек.

Подарок брату

С началом освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого в 1648 году польские владельцы города бежали. При новой казацкой власти Борисполь стал собственностью Даниила Выговского, брата гетмана, и получил статус сотенного города. В его административном подчинении оказались села Нестеровка, Кучаков, Лебедин, Старица, Сеньковка, Иванков, Дарница и ряд соседних хуторов. В 1658 году, во время боев между войсками гетмана Ивана Выговского и царя Алексея Михайловича, воевода Шереметьев приказал сжечь Борисполь. Потом вернулись польские войска – город, едва оправившись, снова пострадал от разрушений и опустошения во время боев в 1661 году, потом в 1663-м. Три катастрофы за пять лет!.. Наконец, в 1665-м Борисполь был передан в ведение киевского казацкого полка. Однако долгожданный покой не наступил. Произвол казацкой старшины и гнет царских воевод возмутили казаков. Вспыхнуло восстание, которое спустя месяц было подавлено.   

…и подарок сестре

В XVIII веке через Борисполь проложили дорогу Полтава-Киев. Это оживило торговую жизнь в городе, способствуя привозу товаров и появлению новых рабочих мест. Борисполь стал значительным экономическим центром. Дальнейший его расцвет связан с семьей графов Разумовских. Кирилл Разумовский, став гетманом Войска Запорожского, издал специальный универсал о передаче Борисполя с прилегающими землями своей сестре – в вечное владение. В этот период в городе треть населения занималась ремеслами. В частности, работали цеха: портняжный, сапожный, кузнечный и другие. Около 50% жителей Борисполя занималась хлебопашеством. Во второй половине XVIII века Борисполь вошел в состав Малороссийской губернии, а в 1802 году – в состав только что образованной Полтавской губернии, получив статус волостного центра Переяславского уезда. Конец XVIII столетия ознаменовался для Борисполя открытием почтовой станции – возле нынешней автобусной остановки «Развилка». Через эту развилку, по слухам, держал путь на Переяслав странствующий философ Григорий Сковорода. А на почтовой станции во время смены лошадей останавливался на отдых Тарас Шевченко. Он упомянул Борисполь в поэме «Сотник».

Павло Чубинский

Однако главный «бренд» Борисполя – не Сковорода и не Шевченко, а Павло Чубинский, ученый и общественный деятель, поэт, автор слов Гимна Украины. Он родился здесь в 1839-м, и всю жизнь, несмотря на внушительную географию странствий, был тесно связан с Борисполем. В частности, пытался открыть здесь бесплатную сельскую школу (власти не позволили). Чубинский посвятил  родному городу ряд произведений – например, статью «Ярмарок у Борисполі». Его похоронили здесь на Кнышевом кладбище (там сейчас можно увидеть, увы, только символическую могилу). Кстати, у Чубинского гостил товарищ по Киевскому университету св. Владимира – выдающийся композитор Николай Лысенко. В Борисполе он записал немало народных песен.

Столица волости

Борисполь рубежа XIX-XX веков – значительное торговое местечко. В 1880 году здесь проживало 5367 человек, в 1900-м – 5540, в 1907-м – 5600. В городе еженедельно проходили многолюдные базары, имелось пять церквей, два еврейских молельных дома, волостное управление, почтовая станция, четыре ежегодные ярмарки. В 1901 году открылась станция «Борисполь» Киево-Полтавской железной дороги. Свой досоветский период Борисполь завершил в статусе волостного города, имея (данные 1916 года) Сельскохозяйственную школу 1-го разряда, Высшее начальное смешанное училище, приемный покой с врачом и фельдшером, библиотеку при чайной Комитета попечительства о народной трезвости, ветеринарного врача, а также органы власти – волостное правление, станового пристава, мирового судью, судебного пристава, конного урядника уездной полицейской стражи.

Летайте самолетами

В 1923 году, уже при советской власти, был образован Бориспольский район. В 1932-м он вошел в состав Киевской области. Только с этого момента Борисполь стал непосредственно подчиняться Киеву. Причиной стал новенький военный аэродром на околице Борисполя. Этот аэродром стал причиной массированной бомбардировки города 23 июня 1941 года. Борисполь серьезно пострадал. Через пару месяцев, захватив город, немцы устроили на территории аэродрома лагерь для военнопленных. После Второй мировой войны Борисполь играл важную роль в деле обороноспособности – на здешнем аэродроме базировались первые в СССР реактивные истребители. И лишь во второй половине 1950-х Никита Хрущев, тогдашний советский лидер, разрешил создать на базе военного аэродрома первый в Украине гражданский международный аэропорт. Реактивные истребители, понятно, передислоцировали в другое место. Международный аэропорт «Борисполь» начали создавать в 1959-м. Уже в следующем году он принял первые международные рейсы – из Вены, Будапешта, Софии. Здание аэровокзала (собственно, терминал «В») построили в 1965 году. С тех пор Борисполь стали называть «восточными воротами» Киева.

Великий Київ у Google News

підписатися