Когда приходит нужда в новой конституции

Автор: Олексій Смолін
07:05 28.06.2018

Права и свободы гражданина, закрепленные в Конституции Украины, давно воспринимаются нами как данность, нечто незыблемое и безусловное. Но так было…
Читать дальше

Когда приходит нужда в новой конституции

Права и свободы гражданина, закрепленные в Конституции Украины, давно воспринимаются нами как данность, нечто незыблемое и безусловное. Но так было далеко не всегда. Всего сто лет назад о многих из них наши предки не смели даже мечтать

В борьбе за основополагающие права – свободу и равенство – шли на митинги и баррикады, подымались на трибуны и эшафоты, добивались их словом и делом, зачастую с оружием в руках. Чтобы понимать, что мы имеем сейчас, достаточно оглянуться назад, рассмотреть Киев конца девятнадцатого – начала двадцатого века через призму раздела второго нашей конституции, посвященного правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

Этапы большого пути

История украинского конституционного законотворчества в Украине имеет весьма почтенный возраст. Старейший сохранившийся до наших дней документ, декларирующий права и обязанности украинского государства с одной стороны и отдельных граждан с другой, датирован началом восемнадцатого века. Договор, заключенный генеральным писарем Пилипом Орликом при избрании его гетманом вместо умершего Ивана Мазепы с «генеральной старшиной и всем Войском Запорожским» 5 апреля 1710 года, официально признан первой казацкой украинской конституцией.

Первая и последняя страницы первой казацкой украинской конституции

Этот документ регламентировал права и обязанности представительского органа Генеральной Рады и гетмана перед казацкой старшиной и всем Войском Запорожским, порядок принятия внешнеполитических, законодательных, кадровых и финансовых вопросов, а также решение задач по обеспечению безопасности казацкого государства. Конституция Пилипа Орлика является ценным памятником украинской политической и правовой мысли, однако реализована на практике она так и не была, так как создавалась «правительством в изгнании», которому не суждено было вернуться на родину.

Не вступила в законную силу и Конституция Украинской Народной республики, утвержденная на заседании Центральной рады 29 апреля 1918 года. В тот же день вечернее заседание украинского парламента было прервано вооруженным немецким патрулем. Все находящиеся в помещении участники заседания были подвергнуты унизительной процедуре личного обыска, после чего Рада была распущена по домам и больше никогда не собиралась.

Здание педагогического музея, в котором проходили заседания Центральной рады

Конституция УНР должна была закрепить общественное и государственное устройство, основы политики, принципы и организацию государственных органов. Правам граждан Украины был посвящен второй раздел основного закона, состоящий всего из 15 довольно лаконичных статей. Ими провозглашались равноправие между мужчиной и женщиной, равноправие в гражданских и политических правах независимо от происхождения, вероисповедания, национальности, образования, имущества, размеров налогообложения. Статья 13 предусматривала норму, направленную на обеспечение свободы и личной неприкосновенности. Задержать без судебной санкции гражданина УНР можно было, только если он был застигнут на горячем – при совершении преступления. Но он был выпущен не позднее чем через 24 часа, если судом за это время не избрана мера пресечения.

Статьей 14 конституции в Украине запрещалась смертная казнь, телесные наказания и другие «акты, унижающие человеческое достоинство». В следующих статьях речь шла о неприкосновенности «домашнего очага», тайне переписки, недопущении ограничений свободы слова, в проведении собраний и протестных акций, создании организаций. Граждане УНР и все другие лица получали полную свободу на перемену места пребывания. Заключительные статьи раздела касались политических и избирательных прав граждан, которые наступали по достижении ими двадцатилетнего возраста. Исключением являлись признанные в установленном законом порядке «безумные и сумасшедшие», находящиеся под опекой. На этом собственно и все. Никаких социальных гарантий, права на труд, отдых, образование, жилище, охрану и страхование здоровья, достаточный жизненный уровень и тому подобное специальная конституционная комиссия во главе с Михаилом Грушевским для граждан молодой республики не предусмотрела.

Михаил Грушевский – один из создателей Конституции УНР

Справедливости ради надо отметить, что все права и свободы, предусмотренные Конституцией УНР 1918 года, стали частью принятого Основного Закона Украины в 1996 году.

Права человека на народ не распространяются

Любопытства ради можно взять лишь одну современную конституционную норму, защищающую права и свободы человека и гражданина, и примерить ее к ситуации, которая сложилась в украинских городах и селах до февральской революции 1917 года.

Статья 24. Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвету кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, места проживания, по языковым и другим признакам.

Равенством в царской России и не пахло. По существу, до 1861 года она являлась страной рабовладельцев, в которой торговали людьми оптом и в розницу, с землей и без земли, целыми деревнями, разрывая семьи, разлучая супружеские пары и отбирая детей у родителей. Крепостные крестьяне были полностью лишены всяких гражданских и человеческих прав. Даже после отмены крепостного права в стране сохранились разделения на сословия. Сверху иерархической пирамиды вишенкой на торте сидел «царь-батюшка», чуть ниже располагались дворянское сословие – «опора самодержавия» и духовенство, обеспечивающее поддержание необходимого уровня верноподданнических чувств. Затем шло купечество, являющееся двигателем экономического прогресса и неисчерпаемым источником налоговых поступлений. На нижних ступенях находились городские и сельские обыватели: почетные граждане, мещане, ремесленники, рабочий люд и крестьянство, несущие податную и воинскую повинность.

Привилегии – для духовенства и дворян. Повинности – для рабочих и крестьян. Но и это еще не все. Кроме сословной принадлежности, огромное значение для подданных империи имели национальная принадлежность, вероисповедание и пол. Женщины до самой революции не имели избирательных прав и при выборе рабочих мест были ограничены медицинской сферой и образованием. Самые дискриминационные нормы касались «инородцев», к которым относились жители мусульманского востока империи, малые народы крайнего севера, кочевые племена и евреи иудейского вероисповедования. Достаточно вспомнить только о черте оседлости, вне которой иудеям было запрещено селиться, и ограничительных квотах на места в средних и высших учебных заведениях.

Куда завела правящую династию и всю империю подобная политика, мы все хорошо знаем. Государство, в котором право человека на народ не распространяется, рано или поздно приходит к свержению старых механизмов государственного устройства и созданию новых, что затем неизбежно заканчивается появлением новой конституции.

Великий Київ у Google News

підписатися
    більше новин