Когда невозможно остановиться

Автор: Максим Мухин
15:40 07.12.2017

28 ноября Киеврада утвердила список из 67 улиц, на которых стоянка автомобильного транспорта приводит к уменьшению пропускной способности и существенно…
Читать дальше

Когда невозможно остановиться

28 ноября Киеврада утвердила список из 67 улиц, на которых стоянка автомобильного транспорта приводит к уменьшению пропускной способности и существенно препятствует дорожному движению. Городские власти сделали первый шаг к освобождению центральных улиц от автомобилей, препятствующих движению пешеходов и транспорта 

В будущем году на улицах Киева могут появиться инспекторы по парковке, наделенные полномочиями налагать штрафы и эвакуировать транспортные средства.

«После всех этих процедур полиция, имея на руках решение Киеврады, будет принимать соответствующие меры к водителю, который существенно препятствует организации дорожного движения», – заявил в ходе рассмотрения проекта решения первый заместитель директора департамента транспортной инфраструктуры Киевской городской государственной администрации Иван Шпилевой.

На момент публикации материала текст документа отсутствовал на сайте Киевской городской рады. Однако в распоряжении «Большого Киева» имеется проект решения с выводами управления правового обеспечения деятельности Киеврады. Так, юристы отмечают, что решение депутатов находится вне их компетенции, а издание актов по организации дорожного движения относится к полномочиям Киевской городской государственной администрации (КГГА). При этом выводы о том, создаются препятствия передвижению транспорта или нет, уполномочено делать соответствующее подразделение Национальной полиции.

Наперегонки с Верховной Радой

Основатель проекта «Правовой навигатор водителя» Владимир Караваев объясняет «Большому Киеву», что решение Киеврады принято накануне предстоящего рассмотрения в парламенте законопроекта о реформе сферы парковки транспортных средств.

«4 декабря проходил круглый стол по вопросам парковки при участии депутатов и правозащитников. В ближайшее время народные депутаты должны решить дальнейшую судьбу законопроекта, направленного на активацию «писем счастья». Документ делит полномочия: за нарушение правил остановки или стоянки карать будет полиция. А вот за нарушение правил парковки – специальная служба органов местного самоуправления – инспекция по парковкам. Все это будет проходить с фото- и видеофиксацией нарушений, а ответственность ложится на собственника транспортного средства. Насколько мне известно, один из депутатов Киеврады входит в коллектив авторов данного законопроекта», – рассказывает Караваев

Этим депутатом Киеврады оказался Георгий Ясинский («Солидарность»). «Большой Киев» обратился к нему за комментарием о содержании документа, но Ясинский не находит времени для общения.

В Кодексе об административных правонарушениях есть статья 152-1 о нарушении правил парковки. А вот в Правилах дорожного движения (ПДД) термин «парковка» отсутствует. Другими словами, использовать санкцию статьи кодекса за нарушение ПДД невозможно. Если речь идет о неправильно оставленном транспортном средстве, то правоохранительные органы применяют к нарушителям статью 122, часть 1 и 3. Они среди автомобилистов известны как «остановка-стоянка». 

Примечательно, что в самой статье о нарушении правил парковки ни слова не говорится. Норма описывает такие нарушения, как неуплата стоимости услуг по пользованию площадками для платной парковки, парковка на льготных местах лиц, которые льгот не имеют. Отдельно указывается ответственность должностных лиц, которые содержат парковочные площадки с нарушением правил и не оборудуют их парковочными автоматами. Но главное – в принятых летом 2014 года изменениях говорится, что все дела о вышеуказанных правонарушениях по данной статье передаются на рассмотрение административных комиссий исполнительных органов местной власти.   

Где больше шансов получить штраф

По данным департамента патрульной полиции Киева, в 2016 году по статье «остановка–стоянка» было составлено 48 279 административных материалов, а за 11 месяцев текущего года – 66 357. Больше всего – в Шевченковском, Печерском и Деснянском районах. Меньше всего – в Дарницком, Днепровском и Святошинском.

Статистика наложенных штрафов 

Районы Киева

  КУоАП 122 часть 1   2016 г.    

  КУоАП 122 часть 1   по 30.11 2017 г.    

  КУоАП 122 часть 3   2016 г.    

КУоАП 122 часть 3   по 30.11 2017 г.    

Голосеевский

3671

6231                              

1094

1057

Дарницкий

2129                                      

4309

298

456

Деснянский

4888                                   

6063

398

504

Днепровский

2732                                    

4447

726

874

Оболонский

3383                                     

5332

291

380

Подольский

3256                                    

5341

769

874

Печерский

5503                                   

7770

2151

1603

Святошинский

2864                                 

4099

227

273

Соломенский

4062                                  

5997

1547

1599

Шевченковский

6447                                  

8082

1843

1404

Всего

38935

57671

9344

8686

КУоАП – Кодекс Украины об административных правонарушениях

Бывший сотрудник патрульной полиции Андрей Кобылинский утверждает, что норма о нарушении правил парковки никогда не применялась экипажами. В основном административные материалы составлялись по статье «остановка-стоянка», и только если на это было время.

«Когда только патрульная полиция запустилась, мы чаще реагировали на неправильно стоящие автомобили. Потом экипажей и людей становилось меньше, а работы, наоборот, больше. Не успел отработать вызов, как поступал следующий. На автотранспорт времени не хватало. Да и могли мы оштрафовать только в двух случаях – когда водитель остановился с нарушением или когда подходил к автомобилю, оставленному с нарушением. Сидеть и ждать его времени на дежурстве нет», – вспоминает Кобылинский.

Дойдет до каждого

В июне 2017 года Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект о реформировании сферы услуг парковки. Советник киевского городского председателя по вопросам благоустройства, депутат Верховной Рады Дмитрий Белоцерковец, который является одним из авторов законопроекта, предупреждает, что документ может быть вынесен на рассмотрение парламента уже на текущей неделе, так как был одобрен профильным комитетом для принятия во втором чтении и в целом.

«Есть договоренности, но сейчас на первом месте бюджетный кодекс и бюджет, поэтому вопрос может сместиться. Это очень знаковый законопроект, децентрализация полномочий для местных властей бороться с нарушениями парковок в городах. Если на это есть их политическая воля», – говорит Белоцерковец «Большому Киеву».

Среди прочего законопроект предусматривает привлечение к ответственности за нарушение правил остановки, стоянки и парковки транспортных средств путем введения фото-, видеофиксации правонарушений без участия водителя. Фиксация правонарушений будет проводиться автоматически или при участии инспектора по парковке, который получает право привлекать к ответственности нарушителей правил остановки, стоянки, парковки, а также осуществлять эвакуацию транспортного средства на спецплощадку.

Эвакуация может проводиться в случае существенного препятствия дорожному движению, создания угрозы безопасности движения или противоправной парковки на местах для лиц с инвалидностью. 

Полномочия по назначению инспекторов по парковке будут переданы органам местной власти.  

Уведомление о правонарушении будет получать собственник транспортного средства, а на лобовом стекле

правонарушителя инспектор будет оставлять копию постановления или решения о привлечении к административной ответственности. В случае с автомобилями иностранной регистрации, так называемыми евробляхами, постановление будет направляться лицу, которое ввезло автомобиль на территорию Украины.

«Мы изменим ментальность презумпции невиновности: если собственник автомобиля не согласен, он может оспорить решение в суде. Штраф будет составлять стоимость 20 часов платной парковки, которые определяют органы местной власти. При оплате штрафа в течение десяти дней правонарушителя ждет скидка в 50%», – делится подробностями Белоцерковец.

По его словам, кроме наведения порядка на улицах, принятие закона будет стимулировать частного инвестора вкладывать средства в строительство или расширение паркингов.

Конституция не указ

Опрошенные «Большим Киевом» юристы, которые специализируются на «автоделах», обращают внимание на противоречивый характер законопроекта. Его принятие добавит работы им и судам.

«Факт вынесения заочного постановления свидетельствует о заочном изменении статуса владельца – с подозреваемого на обвиняемого – без соблюдения прав и свобод, гарантируемых Конституцией. Конечно же, владельцу дается возможность обжалования постановления. Но при этом на него одновременно возлагается неконституционная обязанность по доказательству своей невиновности», – говорит Владимир Караваев.

«Мое личное впечатление: депутаты просто не понимают, что такое юридическая сила правовых норм разного уровня и что делать при их противоречии друг другу», – недоумевает адвокат Вадим Володарский. Он считает, что если парковка станет повсеместно платной, то это скажется на бизнесе в целом. Поскольку все, кто использует личный транспорт в работе, вынуждены будут повышать цены, чтобы оправдать свои расходы.

Адвокаты напоминают, что в 2010 году Конституционный суд уже признавал незаконным решение об использовании автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения.    

Великий Київ у Google News

підписатися