Когда на Крещатике люди тонули

Автор: Надія Музлова
11:56 21.08.2018

В XIX веке горожане хорошо знали коварство киевских холмов: даже в сухую летнюю погоду и в период первых морозов стороной…
Читать дальше

Когда на Крещатике люди тонули
Світлодіодне освітлення

В XIX веке горожане хорошо знали коварство киевских холмов: даже в сухую летнюю погоду и в период первых морозов стороной обходили некоторые улицы. В дождливые дни прекращались поставки продуктов на рынки и цены росли вплоть до просыхания дорог. В такие периоды Крещатик превращался в Венецию, а однажды настоящий потоп унес человеческие жизни

Живописный киевский ландшафт в начале XIX века принес городу славу курортной местности: его восхваляли во всех путеводителях за красоту видов, мягкость климата, обилие зелени и размеренный темп жизни. Однако холмы, главное украшение города, таили в себе и немалую угрозу. Из-за перепадов высот и подземных источников многие улицы и дороги города даже в сухую летнюю погоду представляли собой болота и топи. 

Птицы, жабы и пиявки

В 1861 году летописец киевского быта Альфред Юнк в газете «Киевский телеграф» описывал болото на Новой дороге на Печерске между улицами Рыбальской и Резницкой: «Я не говорю уже о бывшем дождливом лете, но все продолжение сухой осени, в августе, сентябре, даже 7 ноября во время довольно сильного мороза – я сам видел, что экипажи, попавшие туда, загрузали до кузова, лошади – по брюхо и нужно было созывать солдат и проходящих, чтобы подставляли колья, и хоть повредивши экипаж да как-нибудь вытащить его из этой топи». Местные жители и извозчики знали об этом и туда не совались. Однако нередко попадали туда жители других районов и приезжие. Рядом с этим местом в районе нынешних улиц Немировича-Данченко и Лескова также было болото, описанное самим Лесковым в повести «Печерские антики». Здесь в 1840-х в «озерах» плавали гуси и утки, правда, докучали им зеленые пиявки, заползавшие в нос, а по вечерам хор заводили крупные лягушки.

Ярославов Вал в 1880-х преодолевали по кирпичным островкам, проложенным через улицу.  В непроходимых лужах этого района гибли бродяги и дети. Газета «Киевлянин» в 1879 году писала: «Пора бы обитателям хотя бы Стрелецкой улицы и Троицкой просить о замощении их улиц, в длину едва ли доходящих до двух саженей, тем более что на Стрелецкой тонут в непроходимой грязи (буквально!) дети, посещающие народную школу Владимирского братства, а на Троицкой находится дом Софийского собора с многочисленными обитателями».

Босяцкий бизнес 

На Дорогожицкой улице близ Лукьяновского рынка тоже было не пройти. Там пешеходов переносили на себе «босяки» – бездомные и безработные горожане. И не просто переносили – вытаскивали из грязи. В докладе думской комиссии, изучавшей состояние мостовых в 1896 году, значилось, что перетаскивание застрявших в грязи пешеходов стало сезонным промыслом. 
Занималось им около 25 человек, услуги которых стоили 5 копеек. По такой цене продавали большой пирог из первосортной муки на Крещатике или кружку пива в дешевой забегаловке.

Крещатик – Венеция

Однако самую живописную картину в период весенних и летних дождей можно было видеть на Крещатике. Купец 1-й гильдии и потомственный почетный гражданин Александр Паталеев в своих воспоминаниях о Киеве 1860-х писал: «Профиль мостовой на Крещатике представлял собой как бы желоб, по которому во время дождей и ранней весной вода неслась во всю ширину улицы. Во дворах домов, стоявших на этой улице, были припасены на такие случаи деревянные мосты на колесах. Мосты эти дворниками и городовыми вытаскивались на улицу, и по ним можно было переходить с одной стороны улицы на другую».

Прошло 20 лет, и ничего не изменилось: о реке «Крещатицкой» пишет газета «Заря» в 1880 году. Горожане и детвора, гуляющие по молодой, но уже растущей и коммерческой улице, собираются на мостиках и любуются видами украинской Венеции. К тому времени уже позабылся трагический 1865 год. Во время больших ливней вода по Софийской, Михайловской, Житомирской, Костельной и Институтской хлынула вниз, снося мосты и образовывая быструю реку, несущуюся в яры за Бессарабский базар. Высота воды в крещатицком потоке достигла человеческого роста. А поскольку на главной улице магазины и лавки размещались и в цокольных этажах – их затопило полностью. Были и человеческие жертвы. Причем не без помощи устроенной тогда уже системы стоков.

Усадьба Меринга на Крещатике

В 1840 годах на Крещатике устраивают водопровод фонтанной системы с бассейнами «Иван», «Урод» и «Моряк» на трех площадях. Эта артерия заканчивалась водопроводной трубой, проложенной под землей от Бессарабки до Кловского ручья. Тоннель, по описаниям киевоведа Анатолия Макарова, был таким огромным, что в него мог въехать всадник на лошади. Туда же вели водосливы, которые, по слухам, в период дождей затягивали и самих киевлян. В памятный 1865 год слухи подтвердились: в газете «Киевлянин» писали, что исчезнувшего в ливень рядового солдата нашли в слое песка на берегу Кловского ручья возле Лыбедского базара (район Олимпийского спорткомплекса). 
В память об этом потопе на стенах домов Крещатика красной краской отметили уровень воды и дату события.

Ремонт коллектора р. Клов

Последствия

Киевские ливни образовывали едва ли не горные полноводные реки. Вода смывала большие бревна деревянной мостовой, а позднее – булыжники из каменной. На время ливней и непроходимости улиц Киев превращался в три города: Старый Киев, Печерск и Подол, сообщение между которыми почти прекращалось. Повозки не могли проехать по улицам, застревая в грязи, кони вязли по брюхо. В результате и подвоз продуктов в город тоже приостанавливался, а цены на рынках росли до тех пор, пока не высохнут улицы.

Кто ответственен за порядок на улицах, было неясно. Тот же Альфред Юнк в газете «Киевский телеграф» за 1861 год о болоте на Печерске писал: «Конечно, было бы выгоднее если-бы после этого те лица, которых это касается, сами побеспокоились проехаться …  и узнать, справедливо ли сказанное мною, но, может быть, вследствие каких-нибудь особых политико-экономических взглядов этому так и быть следует. Нужно, впрочем, сказать, что тут дело идет не о мощении улицы, а о высушивании и засыпании болота, и потому еще неизвестно, кто заведует в Киеве этой частью». 
Однако к концу ХIХ столетия улицы стали приводить в порядок. Оказалось, что добавляли проблем городу и сами жители. В 1889 году вскрыли бессарабскую водосточную трубу: на стенах не нашли ни единой трещины, зато зияли большие пробоины, сделанные владельцами соседних усадеб, к которым вели тайные подкопы для стока нечистот.

Вместе со строительством водопровода, казалось, удалось укротить киевскую природу и ландшафт. Однако Куреневская трагедия 1961 года и нынешние ливни показывают, что покой – обманчив. 

Великий Київ у Google News

підписатися