За прошлый год киевляне стали рекордсменами по долгам за коммуналку почти по всем видам платежей. Поэтому не удивительно, что власти начали активно выбивать эти суммы, в том числе через суд. В то же время жители столицы жалуются, что не хотят платить за некачественные или не оказанные услуги. «Большой Киев» разбирался, когда можно не платить или хотя бы уменьшить суммы в платежках.
В этом году заработает новый механизм получения проверки качества коммунальных услуг и выплаты денежной компенсации потребителям.
Время – деньги
Как свидетельствует официальная статистика Госстата, в январе-ноябре 2018 года Киев накопил самые большие долги населения за отопление и горячую воду (свыше 3 млрд грн), а также по квартплате, то есть за содержание домов и придомовых территорий (еще 795 млн грн). Еще порядка 658 млн составляют долги за воду, 341 млн грн – за свет и 277 млн грн – за газ.
Только задолженность жителей Деснянского района за коммуналку больше 20 млн грн, о чем сообщил глава Деснянской райгосадминистрации (РГА) Геннадий Заболотный. По словам чиновника, сейчас в судебном порядке РГА пытается взыскать долгов на 6 млн грн.
Как отмечает адвокат Валентин Крушинский, взыскание долгов за коммунальные услуги или суд с ЖЭКом за долги по коммунальным услугам проходит по месту жительства ответчика. В таких спорах для представления интересов должника может принимать участие адвокат.
Не секрет, что в диалоге с потребителями коммунальных услуг ЖЭКи или правления кооперативов (если дом кооперативный) ведут себя с позиции сильной стороны. По словам юристов, чаще всего ЖЭКи при обращении в суд требуют уплаты долга за период, который превышает срок исковой давности в три года. Либо используют неверные расчеты, которые не сходятся с платежками потребителей, а также требуют оплатить услуги вне зависимости от того, был ли заключен договор на оказание этих услуг жилконторой.
Как поясняет адвокат ЮКК «Де-юре» Евгений Ляшук, согласно Гражданскому кодексу, если за три года коммунальное предприятие не решило вопрос задолженности через суд, то вытребовать эти деньги уже не получится. Но тут есть важный нюанс: сам долг не прощается, и его будут и дальше указывать в платежке.
Но если последующие платежи жилец погашает исправно, не признавая только старую задолженность, то выбить ее через суд будет очень сложно. Правда, тут понадобятся все квитанции, история оплат и назначение платежей, чтобы можно было доказать, что плательщик признает только определенную часть долга. Проще говоря, если долги копились пять лет, а платить жилец стал только сейчас, то он будет должен только за последние три года. На этот счет есть уже постановление Верховного суда по делу № 6-43цс17.
Нет услуги – нет денег
Впрочем, киевляне копят долги не потому, что среди них есть жадные и хитрые, а скорее из соображений совершения рациональной покупки, то есть, не хотят платить за некачественный товар. За еле теплые батареи или холодную воду из крана, которая считается горячей, за перепады напряжения в сети и неубранные лестничные клетки и т. д. и т. п.
Так, по данным той же Деснянской РГА, еженедельно от жильцов поступает почти сотня жалоб, половина из которых касается вопросов качества отопления. Также много нареканий на работу дворников и уборщиц.
Как поясняют юристы, закон «О жилищно-коммунальных услугах» позволяет в отдельных случаях такие услуги не оплачивать вовсе или платить меньше.
Например, если температура воздуха в помещении не выше 12 градусов, а вода из крана не теплее 40 градусов Цельсия, то за отопление можно не платить, а горячую воду оплачивать как холодную.
Для этого надо позвонить или написать письмо в аварийно-диспетчерскую службу и пригласить представителя ЖЭКа или управляющей компании, чтобы вместе замерять температуру воздуха или воды в кране, составить акт с датой и обстоятельствами с подписями обеих сторон.
При обращении обязательно указать адрес, ФИО и причину (грязная вода из крана, слабый напор, перепады напряжения и т. п.). Коммунальщики должны дать входящий номер и фамилию ответственного лица. Проверка проводится в течении двух часов после обращения (но не позже чем через сутки).
Ее итогом должен стать акт-претензия по факту нарушения, который подписывается пользователем и исполнителем услуги. Представитель управляющей компании в течении пяти дней по акту принимает решение о предоставлении компенсации.
Если коммунальщики проигнорировали приглашение, надо взять двух свидетелей (желательно жителей дома, у которых тоже есть эти проблемы) и вместе составить акт, и подписать его. Факт нарушения качества коммунальных услуг зафиксировать на фото и видео, и прислать акт в управляющую компанию или ЖЭК. Если это не поможет – придется обращаться в суд.
Стандарты качества
При этом надо помнить, что полный тариф платится за горячую воду, если ее температура составляет 50-75 градусов Цельсия. Если температура 45-49 градусов, то платеж должен быть меньше на 10%, а если вода температурой 40-44 градуса, то на 30% меньше. Она должна идти круглосуточно и бесперебойно (отключение не более чем на шесть часов в сутки), не допускаются изменения воды (грязная, неприятный запах).
Кроме того, как поясняют в Национальной комиссии в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), период без воды должен составлять не больше 30% месяца. Если указанная норма нарушается, за каждые сутки платеж должен уменьшаться на 3,3%. Это касается также и холодной воды.
Аналогично полный тариф на отопление предполагает температуру внутри помещений +18, а при +13 уже только 75% от тарифа.
Как сообщил вице-премьер-министр – министр регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Геннадий Зубко, правительство уже утвердило механизм проверки качества жилищно-коммунальных услуг по поставке тепла, горячей и холодной воды, вывоза мусора и управления многоквартирным домом. Утверждена также форма акта-претензии и механизм его удовлетворения. Все эти новшества начнут работать с 1 мая 2019 года.
Фактически они повторяют существующие нормы на 90-95%. Но есть важные дополнения, например, указано четкое время, когда поставщик обязан проводить контрольные замеры. Скажем, горячую воду положено будет мерять с 7 до 9 часов утра, либо с 19 до 22 часов вечером, когда идет максимальное потребление. Тем самым предотвращая возможные манипуляции с анализом качества услуги со стороны поставщиков.