Когда Киев вышел на связь

Автор: Олексій Смолін
13:03 08.08.2019

8 августа украинские военные связисты, начиная с 2000-го, ежегодно отмечают свой профессиональный праздник. Учрежден он был указом второго президента Украины…
Читать дальше

Когда Киев вышел на связь

8 августа украинские военные связисты, начиная с 2000-го, ежегодно отмечают свой профессиональный праздник. Учрежден он был указом второго президента Украины Л. Д. Кучмы со стандартной формулировкой «учитывая заслуги в укреплении обороноспособности страны». Принято считать, что этот день празднования был выбран не случайно, а связан с некой точкой отсчета в истории войск связи в Украине — 8 августа 1920 года Вторые киевские военные курсы впервые начали подготовку военных связистов. На самом же деле специальные воинские подразделения, обеспечивающие связь армейских частей, соединений и штабов появились в Украине и Киеве как минимум на 50 лет раньше.

Военный связист. Фотокарточка 1907 года

Крымская война 1853 – 1856 годов наглядно показала, что время парусных судов, гладкоствольного оружия и сомкнутых построений войск на поле брани безвозвратно ушло. Новые времена требовали новых решений, внедрения новых технологий, нового оружия и новых средств связи.  В русских инженерных войсках к началу русско-турецкой войны 1877-1878 года появились военно-телеграфные парки и голубиная почта.

Птицы войны и мира

Военная – голубиная почта появилась в русской армии в 1877 году. Осенью 1884 года военным министром П. С. Ванновским издал приказ о введении в армии военно-голубиных станций. Такие станции обустраивались в укрепрайонах,  крепостях и приграничных частях. Основная задача, возлагаемая на крылатых связистов, заключалась в поддержании связи с гарнизонами осажденных крепостей и передача разведывательной информации из тыла противника. 

Военно-голубиная станция в Барановичах

Голубей российская армия закупала в Бельгии. Самых лучших почтарей выращивали в Брюсселе, Антверпене и Льеже.  Первую партию для крепостей Варшавского военного округа завезли в 1885 году. В 1888-м военное ведомство разработало и разослало по частям Положение о военно-голубиной почте.  Голубиные станции имели от одного до четырех голубятен – по одной на каждое направление, закрепленное за этой станцией.  В одной голубятне содержалось не менее 125 пар птиц. В полете голубь развивал скорость от 60 до 70 км в час и мог переносить на себе посылку или письмо в треть собственной массы. При отправке особо важных сообщений адресату отправлялись три копии донесения, прикрепленные к хвостовому оперению трех птиц.

Военно-голубиная станция в Туркестане

При средней продолжительности жизни в 25 лет к почтовой службе голубь был пригоден всего лишь 15. Вылупившийся из яйца птенец уже через восемь дней окольцовывался. На кольце, одетом на лапку, наносилось изображение государственного герба и обозначения, обозначающие номера станции, год рождения и регистрационный номер голубя. Кроме того, через полтора месяца голубя дополнительно клеймили, нанося на его крыло штамп с указанием номеров станции и голубя.

К весне 1914 года российская армия располагала 10 штатными военно-голубиными станциями и не меньшим числом станций нештатных, которые отдельные гарнизоны и крепости содержали по собственной инициативе.

В Киеве ждать высочайших указаний и распоряжений не стали. Инициатором создания почтово-военной голубятни стал адъютант коменданта Печерской крепости штабс-капитан Арент в 1873 году. Птиц для Киевской военно-голубиной станции приобретали как за границей, так и прямо в городе. Согласно сведениям, опубликованным в ежедневной газете «Киевлянин», в 1891 году в голубятнях 344 киевских жителей содержалось свыше 10 тысяч голубей, в том числе более 800 почтовых.

Одним из главных киевских энтузиастов голубиной почты был и генерал Драгомиров, занимавший должность командующего Киевским военным округом. С его деятельным участием в городе было организовано общество голубиного спорта, занимающееся разведением и дрессировкой почтовых голубей, лучшие из которых попадали на службу в Киевскую военно-голубиную станцию.

Киевские почтовые голуби, принимавшие участие во всероссийском состязании 1894 года, отлично выдержали испытание. В родные голубятни не вернулось всего лишь несколько из 115 выпущенных в Бресте птиц.  Самый же хороший результат  показала голубка Цыганка пролетевшая 648 километров от Бреста до Киева за 7 часов и 44 минуты.

Голубиный автомобиль французской армии. Журнал «Нива», 1916 год

С началом Первой мировой войны широкое распространение получили мобильные голубиные станции. В германской, французской и немецкой армиях их размещали в переоборудованных автобусах и грузовых автомобилях. Российская императорская армия, за дефицитом автомобильного транспорта, использовала для этих целей специально переделанные товарные вагоны. Обязанности за уходом, учетом, тренировкой «летного состава» и отправкой его на боевые вылеты возлагался на нижних чинов, специальность которых по нынешним меркам звучит экзотически – архаически. Называли их «голубеводы-надзиратели».

Военные телеграфисты с переносными гелиографами на треногах

Первые линии электрического проводного телеграфа протянулись между Петербургом и Кронштадтом еще в начале Крымской войны. В 1855 году в «Киевских губернских новостях» написали об открытии  Московско-Киевского телеграфа. А вот в армию телеграф дотянулся гораздо позже – в 1870 году. В 1876 году в Киевском военном округе действовали два военно-полевых телефонных парка, на которые возлагались задачи по обеспечению бесперебойной телеграфной связи штаба округа с подчиненными ему частями и подразделениями. Каждый телеграфный парк был предназначен для оборудования в тылу войск телеграфной линии протяженностью до 65 верст и был снабжен 333 верстами кабеля, 193 переносными телефонными и 20 телеграфными аппаратами.

Полевой телефон производства российского завода шведской компании L.M. Ericsson & Co , 1915 год

В 1894 году телеграфные парки были упразднены, а на их место  в состав каждого саперного батальонов включено по одной телеграфной роте. Свой саперный батальон Киев получил только в ноябре 1894 года.  В его состав вошли три саперных роты, переведенных из 5-го и 7-го саперных батальонов. Номера этим частям присваивали по очередности, а формировали в порядке важности армейских частей, который этот батальон должен был обслуживать.

Знамя 14-го саперного батальона

Саперный батальон, получивший место для расквартирования в Киеве оказался четырнадцатым. Военно-телеграфная рота, положенная по штату 14-му батальону была сформирована 19 февраля 1894 года. В 1895 году батальон получил воинское знамя з изображением на его поле архистратига Михаила, являющегося небесным покровителем Киева.

Эмблема телеграфной роты

Вместе с Киевом 14-й саперный батальон пережил революционные события 1905 года. В. В. Шульгин, будущий депутат Госдумы трех созывов, будущий редактор газеты «Киевлянин» и будущий свидетель отречение Николая II, служил в чине младшего офицера в одной из рот 14-го батальона. Не успев попасть на Русско-японскую войну, куда пошел добровольцем,  Шульгин принял боевое крещение, разгоняя в Киеве еврейские погромы.

В июле 1914 года 14-я саперная рота покинула гостеприимный Киев и отправилась на Юго-Западный фронт.

Связисты на артиллерийской позиции

Еще одно подразделение связи было учреждено и расквартировано в Киеве в июле 1910 года. Им стала Киевская станция искрового телеграфа, то есть беспроводного телеграфа, передающего сигналы с помощью радиоволн. В 1916 году эта станция была преобразована в Киевскую радиостанцию.

Полевая искровая станция

Вехи истории и загадочная дата

Связисты на фронте

1919 год:

  • 1 марта — приказом № 220 Всероссийского главного штаба утверждается штат командного состава инженерных курсов в Москве.
  • 1 декабря — Московские инженерные курсы проводят первый выпуск слушателей.

1920 год:

  • Всероглавштаб принимает решение о переводе курсов в Киев.
  • 23 апреля — два эшелона с преподавателями, слушателями и имеющейся учебно-материальной базой отправляются в Киев.
  • 1 мая — переезд в Киев временно отменен – существует реальная угроза захвата города польскими войсками. Курсы прибывают в Харьков, где размещаются на городском ипподроме.
  • 11 августа — Московские инженерные курсы переименовываются во 2-е Киевские военно-инженерные курсы.
  • 16 августа — курсовые эшелоны прибывают в Киев
  • 20 августа — заканчивается размещение курсов в расположении бывшего Константиновского военного училища.

1921 год:

  • 21 января — курсы переименовываются в 3-ю Киевскую военно-инженерную школу.

1922 год:

  • 25 ноября — школе присваивается имя главного начальника высших учебных заведений Д. С. Петровского.

1924 год:

  • 1 ноября — школа переименовывается в Киевскую школу связи.

1926 год:

  • 20 декабря — школе присваивается имя всесоюзного старосты Михаила Ивановича Калинина.

1931 год:

  •  5 февраля — школа переименовывается в Киевскую ударную школу связи.

1937 год:

  •  6 марта — школа переименовывается в Киевское военное училище связи имени М. И. Калинина.

1992 год:

  • 19 августа — на базе ликвидированных КВВУС им. Калинина и КВИРУ ПВО им. Покрышкина создается Киевский военный институт управления и связи.
Киевское военное училище связи имени Калинина. Фото 1941 года

В 72-летней советской истории курсов-школы-училища связи множество взлетов и падений, масса примеров безмерного мужества и героизма, большое количество личных трагедий и массовых репрессий.  И одна загадка – что же случилось в Киеве 8 августа 1920 года и какое отношение к этому эпохальному событию могли иметь  2-е Киевские военно-инженерные курсы, ставшие таковыми спустя три дня?

Великий Київ у Google News

підписатися