Когда Киев стал на пути автопробега

Автор: Олексій Смолін
08:01 19.07.2018

21 июня 1910 года в рамках большого международного пробега в Киеве состоялись автомобильные гонки на скорость. Киевляне получили возможность лично…
Читать дальше

Когда Киев стал на пути автопробега
Світлодіодне освітлення

21 июня 1910 года в рамках большого международного пробега в Киеве состоялись автомобильные гонки на скорость.

Киевляне получили возможность лично наблюдать за состязанием новейших машин отечественного и иностранного производства. Кроме того, горожане узнали, что если для одной, небольшой группы избранных автомобиль является роскошью или средством передвижения, то для остальных он может стать источником хоть и временных, но досадных неудобств.

Местом проведения «верстовых автомобильных гонок» городские власти выбрали Киево-Житомирское шоссе, по совместительству являющееся главной улицей дачного поселка в Святошине. В день проведения гонок дачники на несколько часов оказались отрезанными от города, так как движение гужевого транспорта и автомобилей, не участвующих в гонке по шоссе, перекрыли.

Объявление о проведении автогонок в газете «Киевлянин» от 20 июня 1910 года

Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!

Международный автомобильный пробег Петербург – Киев – Москва – Петербург был организован по инициативе столичного автомобильного общества при поддержке нескольких местных автомобильных организаций, в том числе Киевского клуба автолюбителей, созданного в 1904 году. Несмотря на то что старт и финиш находились в Царском Селе, а маршрут пролегал через Псков, Витебск, Гомель, Киев, Гомель, Рославль, Москву, Тверь, Новгород и Санкт-Петербург, в историю это мероприятие вошло как Киевский автопробег. Собственно, с Киевом связано было три этапа пробега. 19 июня стартовал четвертый этап Гомель – Киев. 20 июня автомобилисты получили возможность отдохнуть и насладиться киевским гостеприимством, а 21 июня в Киеве проводились автомобильные гонки на скорость. На следующий же день наступал пятый этап пробега, и все участники отправлялись обратно в Гомель.

Участники автопробега

Подготовка

Городские власти к встрече пробега начали готовиться задолго до его старта – необходимо было решить кучу технических и организационных вопросов. Предстояло определиться с местами стоянки автомобилей, расселением участников гонки, проведением скоростной гонки, а также с «культурно-развлекательной» программой для автомобилистов и официальных лиц, пожелавших приобщиться к делу популяризации автомобилей. На плечи Ипполита Николаевича Дьякова легла тройная ответственность – как киевского городского головы, как председателя совета Киевского клуба автомобилистов (ККА) и как одного из самых известных городских автолюбителей.

Тут находился Клуб киевских автолюбителей

Несколько облегчало его задачу то обстоятельство, что среди почетных членов насчитывалось несколько генералов, в том числе киевский, подольский и волынский генерал-губернатор Федор Федорович Трепов и командующий войсками Киевского военного округа генерал от артиллерии Николай Иудович Иванов. Товарищи по клубу и сами в грязь лицом угодить не желали, и Ипполиту Николаевичу не позволили бы. Под гараж для прибывающих автомобилей военные власти выделили манеж военного училища, а для размещения «механиков и прислуги при автомобилях» предоставили расположенные неподалеку «казармы с кроватями». Кроме крыши над головой генералы не пожалели для встречи автопробега и личного состава. Военный оркестр обеспечивал музыкальное сопровождение по прибытии автомобилей в Киев на место старта и в течение всех этапов гонок «на скорость». Солдаты же, расставленные на протяжении всего маршрута пробега по городу, не только должны были обеспечивать должный порядок, но и указывать прибывшим автогонщикам направление движения с помощью флажков.

Хлеба и зрелищ

С местом для расселения титулованных и привилегированных участников пробега у городского головы сомнений не возникало. Для них гостеприимно открывал свой парадный подъезд и двери лучших номеров фешенебельный «Гранд-Отель». Надлежащий уровень обслуживания тут был гарантирован, благо принадлежала эта гостиница Ольге Густавовне Дьяковой, доставшись в наследство от деда – крупного промышленника и бывшего городского головы Густава Эйсмана. Тут же, в ресторане отеля, местный клуб автомобилистов запланировал «завтрак для приезжих гостей».

Прогулочный пароход

Досуг для участников пробега также организовали в лучших киевских традициях. Вечером их ожидал бал в Дворянском собрании, днем – пароходная прогулка по Днепру. Мерное плескание пароходных колес, легкие закуски, кофе и ликеры, прекрасные виды днепровских круч – отличное времяпровождение в качестве отдыха после сотен верст, дороги в салонах, открытых всем ветрам и пыли автомобилей. Немаловажно и то обстоятельство, что, собрав всех гостей в одном месте и отделив их от киевской публики бортами парохода и речными волнами, гораздо проще было гарантировать, что никто из них не потеряется или, не дай бог, не станет жертвой карманных воров либо ограбления.

Дорожные работы

Трассу для «гонки на скорость» выбирали довольно долго. Наконец остановились на участке Киево-Житомирского шоссе в районе Святошина как самого подходящего и достаточно близко расположенного к центру города. Однако дорожное покрытие на шоссе оставляло желать лучшего и пришлось срочно приводить его в порядок. Автомобили уже покинули Гомель и выехали в сторону Киева, а работы по подготовке гоночной трассы еще шли полным ходом. Предстояло засыпать щебнем и плотно его утрамбовать на участке дороги длиной всего в 500 саженей, но городские власти, точнее нанятые ими подрядчики, выполнить эту работу просто не успевали.

Паровой каток

На выручку пришел Киевский округ путей сообщения в лице его начальника Л. В. Юргевича, который прислал в помощь дорожным каткам на гужевой тяге мощный паровой. Внешне этот агрегат напоминал обыкновенный железнодорожный локомотив, только несколько меньшего размера, посаженный вместо колес на мощные металлические катки. Работа шла в авральном темпе, и днем, и ночью, но Дьяков и Юргевич, посетив стройплощадку в компании с несколькими членами ККА, решили прислать сюда еще один паровой дорожный каток.

Успели

19 июня около 16 часов 25 минут в Киев прибыл первый автомобиль, участвующий в автопробеге. На следующий день гости отдыхали, а 21 июня около 17:00 начались «гонки на скорость». Газета «Киевлянин», рапортуя о ходе соревнований, писала, что «со стороны полиции все время поддерживался полный порядок» и в целом «гонки обошлись благополучно, если не считать задавленных пять собак». Правда, один из участников гонки вспоминал впоследствии: «Полиции было несметное множество, солдат тоже немало, но порядка не было никакого. Во время гонки по шоссе бегали люди и собаки, ездили даже автомобили, не участвующие в гонке».

К гонке готовы

Справедливости ради надо отметить, что тот же автогонщик признал, что «место, выбранное для гонки в Святошине, представляло идеальную дорогу». О подробностях же этого состязания и о том, кто и на каком автомобиле одержал победу, читайте в продолжении нашего повествования.

Великий Київ у Google News

підписатися