В конце XIX – начале XX века Киев был городом спортсменов. Гимнастика, велосипеды, футбол, мотоциклы, аэропланы завладели умами тысяч киевлян. И, конечно же, не обошло киевских обывателей, выросших и живущих в городе на берегах Днепра, увлечение водными видами спорта. В марте 1887 года министерством внутренних дел был утвержден устав новой киевской спортивной общественной организации, созданной для популяризации и развития парусного и гребного спорта, и в Киеве появился собственный яхт-клуб.
18 апреля 1887 года в здании Дворянского собрания на Крещатике прошло первое общее собрание учредителей яхт-клуба, открывшее киевскую историю весельного и парусного спорта.
Белеет парус одинокий
Впервые идею о создании в Киеве яхт-клуба подал генерал-губернатор Юго-Западного края Дондуков-Корсаков, что для человека, большую часть жизни прослужившего в кавалерии, было более чем удивительно. Александр Михайлович руководил Киевской, Подольской и Волынской губерниями девять лет, но за это время свою водно-спортивную идею так и не реализовал.
Возглавивший в 1881 году Юго-Западный край Александр Романович Дрементельн свою новую должность после оставленных им постов шефа жандармов и главного начальника Третьего отделения считал чуть ли не курортом и тоже подумывал о создании клуба яхтсменов в Киеве. Откуда такая тяга к парусам у бывших кавалериста Дондукова-Корсакова и пехотинца Дрементельна?
Английская мода на элитные морские клубы для аристократии пришла в Российскую империю из империи Британской. Устав первого яхт-клуба действовавшего в Санкт-Петербурге, был утвержден в 1860 году. Спустя семь лет подобный клуб создан в Москве. В 1876 году учреждены организации в Одессе и Саратове, а в 1886 году – в Севастополе. Свои яхтсмены появились в Финляндии и Прибалтике, и только Киев, всесторонне развитый город, столица Юго-Восточного края, центр экономики, финансов и науки, «сахарная столица империи», оказался в этом плане «позади планеты всей». Изменить ситуацию «верхи» хотели, но не могли. Киевские «низы» же отставать не желали.
Киевские яхтсмены
Лодочные прогулки по Днепру и его заливам были одним из любимых развлечений киевлян еще в петровские и екатерининские времена, но настоящая популярность к активному отдыху на воде пришла в последнее двадцатилетие XIX века. Вот только постройка маломерных судов была дорога, определенные трудности возникали при их обслуживании, организации летних стоянок и зимнего хранения. Каждый любитель пройтись на веслах, под парусом, а то и под мерный стук паровой машины должны были решать эти проблемы самостоятельно.
Среди киевских яхтсменов были представлены люди далеко не бедные. Но даже для члена правления Товарищества свеклосахарных заводов «Ротермунд и Вейсе» и Товарищества гвоздо-проволочного и механических заводов Б. Б. Вейсе, директора газового завода Н. Саханского, купца М. Рихерта, графа Коновницына, управляющего Обществом пароходства по Днепру А. Лишневского, расходы на содержание личных плавательных средств были обременительны. Основной же части судовладельцев: инженерам, адвокатам, архитекторам, профессорам и преподавателям киевских вузов – ради своего хобби приходилось идти на значительные жертвы. А возможности студенчества и других слоев киевского общества ограничивались арендой прогулочных или рыбацких лодок, которые для спортивных целей не подходили.
Разом решить все наболевшие вопросы мог бы созданный под эгидой правительства яхт-клуб. Ожидание милости от представителей центральной власти и городского самоуправления затянулось на добрый десяток лет. Так и не дождавшись обещанного, за дело взялись энтузиасты. Профессор медицины университета св. Владимира Александр Христофорович Ринек и инженер путей сообщения Николай Иванович Максимович взяли дело в свои руки.
В первом заседании учредителей киевского яхт-клуба приняло участие 42 человека. Собрание определилось с размером обязательных учредительных и ежегодных членских взносов, местом для размещения гавани и инфраструктуры клуба, порядком открытия и закрытия навигации и избрало первого командора, которым стал Александр Ринек.
Родная гавань
К концу лета 1887 года на берегу залива в северной части Труханова острова была построена пристань. На воду был спущен плавучий шлюпочный сарай, предназначенный для хранения лакированных судов. Тут же на берегу гавани был разбит парк и построена обогреваемая мастерская для изготовления шлюпок собственными силами. За зиму в этой верфи-мастерской построили одну байдарку и три прогулочных шлюпки. Всего к открытию навигации 1888 года в клубе насчитывалось всего тринадцать судов, в том числе два однопарусных, около десятка различных весельных лодок и даже паровой катер.
С каждым годом яхт-клуб богател, наращивал производство судов и осваивал прилегающую территорию. Были оборудованы пляжи, купальни, раздевалки, детские игровые и спортивные площадки, кегельбан, теннисный корт, буфет, электростанция, эллинги, беседки для судейской коллегии и оркестра. Местные газеты писали, что благодаря Киевскому яхт-клубу киевляне получили отличное место для занятий водными видами спорта и отдыха в жаркие летние дни.
Генерал Драгомиров, принимая участие в празднике, посвященном открытию очередного сезона, подарил клубу гладкоствольную пушку, выстрелом из которой с той поры стали открывать и закрывать навигацию.
Всего за первые десять лет своего существования клубная верфь-мастерская спустила на воду 110 судов собственного производства – байдарок, шлюпок, парусных ботов, сумев за это время снизить себестоимость продукции втрое.
Созданная же при яхт-клубе станция спасения на воде, оснащенная шлюпкой, только за один год спасла более 20 человек. Но главной своей заслугой руководители и члены клуба считали не количество проведенных гонок, построенных судов и выполненных плаваний. Основной целью общества согласно уставу являлась популяризация водных видов спорта. Киевский яхт-клуб стал флагманом на который равнялись созданные по его примеру и образцу Киевский кружок парусников, Спортивный кружок Алексеевского острова, Польский кружок гребного и парусного спорта, Киевский печной мотоклуб, Киевский кружок «Спорт», Польское спортивное общество «Огниво».
Флаг спущен
Последняя навигация клуба была открыта в 1915 году. Отмечалось это событие гораздо скромнее, чем довоенные – большинство яхтсменов уже были призваны на фронт, с которого многие не вернулись. Февральская революция и октябрьский переворот поставили на деятельности клуба жирную точку. Гражданская война не оставила ни времени, ни ресурсов для «активного отдыха на воде».