Когда Киев переживал настоящее паломничество

Автор: Станислав Цалик
12:29 09.09.2016

Туристическая биография Киева насчитывает несколько веков. Издавна сюда стремились попасть десятки тысяч людей из разных городов и губерний, причем некоторые…
Читать дальше

Когда Киев переживал настоящее паломничество
Світлодіодне освітлення

Туристическая биография Киева насчитывает несколько веков. Издавна сюда стремились попасть десятки тысяч людей из разных городов и губерний, причем некоторые из них, чтобы посмотреть Киев, преодолевали подчас многие тысячи верст. Что же привлекало их в городе, в котором не было ни шедевров живописи, ни творений знаменитых зодчих? 

Тогдашних гостей Киева интересовали его многочисленные монастыри и церкви – на протяжении столетий иногородними туристами в Киеве являлись паломники. 

Число странников в городе было столь значительно, что в 1842 году профессор Киевской духовной академии Иван Максим?вич издал специальный путеводитель-справочник «Паломник Киевский», снабдив его красноречивым подзаголовком: «Путеводитель по монастырям и церквям киевским для богомольцев, посещающих святыню Киева».

Книга оказалась полезной и востребованной. Дело в том, что у паломников существовал традиционный маршрут посещения киевских святынь. Как утверждал один из персонажей писателя Николая Лескова, «богомол» вначале идет «наклоняться усім святим печерським», потом – в Михайловский монастырь, оттуда – в Софийский, затем отправляется в Андреевскую церковь, а уж оттуда спускается на Подол, где храмов не счесть.

Одна беда – приезжие плохо ориентировались в городе! Например, найти дорогу с Печерска на Михайловскую площадь (когда еще не было ни улицы Грушевского, ни Крещатика) не так-то просто. Нередко люди путались в лабиринтах незнакомых улиц и тропинок-спусков, попадая в местности с сомнительной репутацией и становясь жертвами злоумышленников.

Путеводитель же знакомил их с главными святынями города и «замечательнейшими окрестностями Киева». А также давал необходимые сведения о киевских крестных ходах, торжественных акафистах и панихидах. Спрос на книгу И. Максимовича оказался небывалым (в сравнении с прочими изданиями, увидевшими свет в нашем городе), фактически она стала бестселлером – переиздавалась в 1845, 1849, 1854 и 1871 годах.

Туристов больше, чем горожан

Поток паломников в Киеве постоянно возрастал. Например, в 1850 году на 42 тыс. киевлян приходилось уже 80 тыс. странников. К концу XIX века число религиозных туристов превышало население города в четыре–пять раз.

Пилигримов горожане безошибочно определяли по внешнему виду. «Почти каждая из богомолок, – утверждал киевский историк Николай Сементовский, – имела за плечами на помочах небольшую клеенковую или полотняную котомку, наполненную запасным бельем […]. Головы и ноги этих благочестивых странниц обвязаны кусками холста и платками в защиту от палящих лучей солнца, превративших натуральный цвет лица их в медный. Ноги их, прошедшие несколько тысяч верст, поневоле пришли в болезненное состояние».

Паломники останавливались в монастырях, где для них имелись специальные гостиницы и приюты. Проживание было бесплатным, однако пользоваться гостеприимством обители разрешалось не более двух недель. Впрочем, это не проблема – по истечении срока можно было устроиться в гостиницу другого монастыря. И так, периодически меняя места проживания, можно было находиться в Киеве несколько месяцев. К тому же, в монастырях еду, хоть и скромную, давали бесплатно.

В самый сезон – с апреля до середины сентября – мест в монастырских гостиницах не хватало, поэтому богомольцы нередко спали на колокольнях, в сараях, в домах священников. Наибольшее число гостей принимала Киево-Печерская лавра, а наименьшее – Выдубицкий монастырь.

Мелочи из Киева

Пилигримы старались увезти из Киева что-нибудь на память. Ведь во времена, когда еще не было железной дороги, многие паломники могли позволить себе посещение Киева разве что раз в жизни: протопать пешком тысячи верст и столько же назад – задача не из простых.

Сувенирной продукции в современном понимании в те времена не выпускали. Да богомольцев вряд ли бы и заинтересовали, например, гламурные открытки с сердечком и надписью «Я люблю Киев». Спрос был иной – на полезные вещи, которые можно раздобыть исключительно в Киеве. Притом небольшие и легкие, ведь нести их в котомке придется долго.

Упоминавшийся историк Н. Сементовский перечислил, какие «мелочи, приобретенные в Киеве» везли домой богомольцы. Они покупали «небольшие ивовые корзинки работы киевской, в которые… полагали освященные вещи: крестики, иконки, ладанки, в стеклянках святую воду и елей».

Сувенирный вопрос

Самым знаменитым киевским сувениром XIX и начала XX веков являлись серебряные колечки св. Варвары. «Редкий из богомольцев, тысячами приходящих в Киев на поклонение местным святителям, не унесет на память колечка от мощей св. великомученицы Варвары, – писал журнал «Киевская старина» в 1899 году. – Так делается теперь, так бывало и в старину».

Колечки приобретали в Михайловском монастыре, где в серебряной раке покоились мощи этой великомученицы. Паломники перед богослужением клали купленные колечки в раку святой или на блюдо возле ее гробницы. Считалось, что таким образом колечки обретают чудодейственную силу. Многие паломники «заряжали» сразу дюжину, а то и две, колечек, которые затем везли своим близким.

Такой сувенир из Киева являлся, по сути, оберегом: люди верили, что колечки св. Варвары предохраняют от тяжелых болезней, эпидемий, внезапной смерти. А также защищают от колдовских чар, порчи и сглаза, укрепляют семейные узы. Чудодейственными считались также крестики и елей, освященные у гробницы великомученицы.

Антимонопольные войны

Монастырское начальство всячески стремилось монополизировать торговлю чудодейственными колечками и нещадно боролось с конкурентами. Показательна история, случившаяся осенью 1837 года. Штабс-капитан Скандраков, находившийся в Киеве в командировке, перед отъездом купил на Печерске 37 перстней с надписью «св. великомученицы Варвары» и отправил унтер-офицера в Михайловский монастырь освятить их.

По окончании обряда подошел наместник и, узнав, что перстни куплены не в монастырской лавке, арестовал их «как запрещенный для вольной продажи товар». Возмущенный Скандраков лично отправился к настоятелю монастыря. Но тот категорически отказался возвращать кольца, ибо «оные без пробы и никто из вольнопромышленников по закону не имеет права продавать таковые, кроме монастыря».

Штабс-капитан обратился к вице-губернатору – командировка заканчивается, ему надо возвращаться в Николаев, а он не может получить назад своих перстней, за которые уплатил 47 рублей. Вице-губернатор предложил ему ехать к месту службы, пообещав разобраться – Скандракову пришлют либо перстни, либо деньги.

Назначили расследование. Монастырь требовал наказать купца Ивана Козловского, в лавке которого штабс-капитан купил перстни, а заодно запретить и другим киевским торговцам продавать колечки с надписью «св. великомученицы Варвары». «Я покорнейше прошу ваше превосходительство, – писал настоятель монастыря вице-губернатору, – приказать, кому следует, обратить внимание на столь явное злоупотребление священными вещами, воспретив чрез полицию купцам оное, и виновных в нарушении церковной собственности предать надлежащему суду».

Дело передали в губернское правление, где выяснилось, что… нет и не было никаких документов, закрепляющих за Михайловским монастырем монополию на имя великомученицы – частные мастера имеют законное право изготавливать и продавать перстни с именем св. Варвары. И даже более того: «и самый Михайловский монастырь покупает кольца с этою же надписью у местных мастеров, которые продают их и другим людям». Словом, по окончании тяжбы штабс-капитану вернули его кольца – пересылку оплатил монастырь. Правда, ждать Скандракову довелось долгих пять лет.

Великий Київ у Google News

підписатися