Они неделями и месяцами пылятся в шкафах. Они терпеливо ждут своего часа, чтобы послужить своим хозяевам. И только когда небо плотно затягивает дождевыми тучами и на землю падают первые капли дождя о них наконец вспоминают. Они самоотверженно распрямляют над нами свои купола, похожие на крылья нетопыря, прикрывая нас от непогоды. На рубеже же девятнадцатого и двадцатого зонты были верными спутницами любой уважающей себя киевлянки и являлись непременным атрибутом дамского гардероба чуть ли не круглый год.
Хождение в народ
В наши дни зонтики – это средства передвижения под дождем, а не роскошь. На заре же своей истории они являлись символом светской и духовной власти и сопровождали лишь венценосных особ. Египетские фараоны, японские императоры, тибетские далай-ламы, папы римские, императоры и короли обладали исключительным правом укрываться в тени роскошных зонтов, выполненных из редчайших драгоценных материалов.
Путь зонтика начался в Ватикане в середине пятнадцатого века. Распространившись среди знати Италии, он попал во Францию, где защищал на прогулках короля-солнце от его небесного конкурента. В Российскую империю его с другими диковинками вроде коньков и заспиртованных уродцев завез из Голландии Петр I.
Первые европейские зонтики служили исключительно для защиты от солнечных лучей. В связи с этим королевские особы быстро согласились на монопольное использование зонтов прекрасными дамами. Из королевских резиденций мода на зонты от солнца разошлась по дворцам придворной знати, а оттуда была заимствована и буржуазией. Острословы девятнадцатого века шутили, что уважающая себя дама скорее выйдет на улицу неодетой, чем без зонтика.
Долгое время законодателем зонтичных мод являлась Франция. Эти предметы изготавливались из шелка и парчи, кружев и перьев, ценных пород дерева и слоновьей кости, инкрустировались благородными камнями и драгоценными металлами. К середине девятнадцатого без зонта на улице могли появиться только женщины из нижних сословий.
Мощный удар по монополии французских производителей зонтов нанес английский путешественник, предприниматель и изобретатель Джонас Хэнвей. Для туманного и дождливого Лондона зонты, укрывающие от солнечных лучей, были не очень актуальны, а вот защита от дождя и оседающего тумана была гораздо нужнее. Первоначально идея зонтика от дождя была воспринята британцами в штыки. Джентльмены считали, что укрываться за дамскими аксессуарами для настоящего мужчины постыдно, а лондонские извозчики опасались, что могут потерять значительную часть клиентов, если их потенциальные пассажиры будут укрываться от дождя не под покрышками их кэбов, а под собственными зонтами. В конце концов, традиционная прагматичность победила предрассудки и корпоративные интересы и зонты от дождя приобрели всеобщее признание.
Киевские зонтики
Именно зонты от дождя заслужили у киевских обывателей начала двадцатого века заслуженную популярность. Если прятаться свое лицо от солнечных людей пристало лишь нежным барышням, берегущим благородную белизну своей нежной кожи, то укрываться от проливного дождя, спасая свою одежду от порчи, а тело от простуды, не считалось зазорным ни для кого.
Массовое производство зонтов киевским предпринимателям наладить не удалось, зато рынок быстро наполнился изделиями петербургского, московского, варшавского и парижского производства.
Зонты можно было приобрести в галантерейных магазинах, во множестве открытых на центральных киевских улицах и на Подоле. Самые же придирчивые покупательницы, не нашедшие подходящей модели в Киеве, всегда могли заказать зонт по каталогам, предлагающим десятки вариантов из шелка, шерсти, габардина, сатина и прочих материалов.
Несмотря на широчайших выбор, большинство киевлянок останавливали свой выбор не на складных и компактных, а выбирали длинные зонты-трости. В выборе, естественно немаловажную роль играла цена. Если сложный в производстве легкий складной зонд стоил от 5 до 10 рублей и дороже, то простой зонт-трость можно было купить и за два – два с полтиной рубля, что было вполне доступно даже для скромных доходов домашней прислуги или служащей в дамском магазине.
Еще одно преимущество зонта- трости было в его многофункциональности. В открытом состоянии он отлично защищал от атмосферных осадков, а в закрытом служил солидным аргументом в общении с местными хулиганами и подвыпившими ловеласами, иногда позволяющими себе лишнее в местах, недоступных вниманию киевских городовых.
Реклама в газетах и журналах активно продвигала и женские, и мужские модели, тем не менее инертность киевских обывателей было преодолеть непросто. Если среди городской интеллигенции зонты прочно вошли в обиход, то обитатели городских окраин и полуподвальных этажей по-прежнему считали ношение зонта чисто женским уделом и даже в ненастную погоду обходились поднятым воротником сюртука или шинели и надвинутой на уши фуражкой.
Мода – дама непостоянная и изменчивая, но, судя по всему, над зонтом она не властна. Каждый год патентные бюро регистрируют тысячи заявок на усовершенствование зонта. Но несмотря на появление новых материалов и передовых технологий, а также стремительное развитие технологий, зонт по-прежнему узнаваем, по-прежнему с нами и, как всегда, готов прикрыть нас от водной стихии.