28 февраля штурманы военной авиации Вооруженных сил Украины одиннадцатый раз отмечают свой профессиональный праздник. День штурманской службы авиации ВСУ был учрежден приказом министра обороны в 2008 году. Возраст же украинской авиации давно перевалил за сотню лет, а история ее возникновения и становления неразрывно связана с Киевским политехническим институтом и именами Николая Андреевича Артемьева, Николая Борисовича Делоне, Игоря Ивановича Сикорского и других преподавателей и студентов киевских вузов начала прошлого века.
И профессора мечтают о полете
Киевский политехнический институт императора Александра II был торжественно открыт 31 августа 1898 году и состоял из четырех факультетов: инженерного, химического, механического и сельскохозяйственного. В 1901 году кафедру электротехники возглавил Николай Андреевич Артемьев, приглашенный на это место по рекомендации Николая Егоровича Жуковского, который живо поддержал вызревающую по политехе идею о необходимости создания в институте пятого – воздухоплавательного факультета.
В Министерстве народного просвещения «воздухоплаватели» поддержки не нашли, там от Артемьева попробовали откупиться разрешением создать и возглавить на его кафедре первую в институте электротехническую лабораторию. Николай Андреевич, однако, свою мечту о небе не оставил и пошел другим путем. В 1905 – 1906 годах по его инициативе в механическом кружке Политехнического института появилась новая секция – воздухоплавательная. Почетным председателем ее был избран профессор кафедры сопротивления материалов Степан Прокопьевич Тимошенко. В 1908 году эта секция разрослась настолько, что ее пришлось преобразовывать в самостоятельный кружок, разделив на отделения аэропланов, двигателей, геликоптеров и орнитоптеров. Возглавил кружок Николай Борисович Делоне, преподаватель Киевского политехнического института, профессор физики Киевского коммерческого института и приват-доцент Киевского университета святого Владимира.
8 ноября 1909 года воздухоплавательный кружок оперился, расправил свои еще неокрепшие крылья и покинул родительское гнездо Киевского политехнического института, реорганизовавшись в Киевское общество воздухоплавания. Подобные общества в стране создавались и раньше: в 1880 году в Санкт-Петербурге, в 1898 году в Москве, в 1908 году в Риге, но именно киевские энтузиасты построили первый в империи летающий аэроплан.
Этот самолет построил профессор кафедры архитектуры КПИ Александр Сергеевич Кудашев. Аппарат весил 320 килограмм, имел четыре крыла, передние рули высоты и управления, и хвостовое оперение-стабилизатор. Рама и крылья аэроплана были собраны из деревянных реек и обтянуты прорезиненным полотном. Единственным иностранным агрегатом в конструкции самолета был итальянский двигатель Anzani. В родном отечестве, к сожалению, подходящих двигателей просто не выпускали, а изготовить в гараже такой сложный механизм было невозможно.
Испытания состоялись 23 мая (5 июля) 1910 года на Сырецком ипподроме. Киевские журналисты и члены Киевского общества воздухоплавания стали свидетелями исторического события – впервые в небо Российской империи поднялся не иностранный, а отечественный аэроплан. «Кудашев-1» под управлением своего конструктора оторвался от земли и пролетел на небольшой высоте всего лишь несколько десятков метров. Результат был довольно скромным, но это был положительный результат, открывший киевским авиаторам новые горизонты.
От ипподрома к аэродрому
Кроме того, успешный полет князя Кудашева на аэроплане «Кудашев-1» стал сигналом и для городских властей. Залетных гастролеров можно было принимать и на ипподроме, но с появлением у киевлян собственных летающих аэропланов остро встал вопрос о необходимости устройства гражданского аэродрома. Городские власти для этих целей выделили необходимый земельный участок на Оболонских лугах (ныне на этом месте пролегает проспект Степана Бендеры и находится станция метро «Почайна»), а средства для его оборудования выделили известный киевский меценат Федор Терещенко.
В сентябре 1911 года состоялось официальное открытие аэродрома. 25 февраля 1914 года на соединенном заседании совета и спортивного комитета Киевского общества воздухоплавания было доложено о том, что «Императорский Всероссийский аэроклуб признал Куреневский аэродром годным для совершения спортивных полетов». Это решение было необходимо в первую очередь для внесения в международный реестр аэродромов, что в свою очередь являлось условием для признания международной воздухоплавательной федерацией рекордов, поставленных киевскими авиаторами.
Фотографий Куреневского аэродрома не сохранилось, но современник описывал его следующим образом: «Представляющий собой совершенно ровное поле, оборудован трибунами и четырьмя деревянными сараями для аэропланов с шестью гнездами. Ангары построены на песчаном грунте. В стороне расположен деревянный домик, разделенный на две половины, одна из которых служит помещением для аэродромного сторожа, другая же предназначена для членов Киевского общества воздухоплавания и авиаторов. Здесь же хранятся измерительные приборы и аптечка с перевязочными средствами. За линией ангаров построен особый погреб для хранения бензина и масла. В 1913 году Куреневский аэродром соединен с городом телефоном № 39-26».
По следам учителей
Двухлопастный деревянный винт к аэроплану «Кудашев-1» был изготовлен руками двух талантливых студентов Игоря Сикорского и Федора Былинкина. Вдохновленные успехов своего учителя, юные авиаторы начали строить свои летательные аппараты.
Александр Карпека — студент Киевского политеха приступил к постройке своего первого аэроплана в 16 лет. К 20 годам он не только сконструировал, но и собрал в своей домашней мастерской три аэроплана.
Александр Фальц-Фейн, на год старше Александра Карпеки, сам построил несколько аэропланов. В 1914 году ушел добровольцем на фронт на собственном аэроплане.
Василий Йордан – студент, в своей мастерской в доме по ул. Львовской, 5 строил аэропланы собственной конструкции.
В 1910 году Былинкин и Сикорский, объединив свои усилия, построили аэроплан БИС-1. Из-за маломощного двигателя эта машина так и не смогла взлететь, но следующая модель БИС-2 совершила полет, преодолев за 12 секунд расстояние в 125 метров. К весне 1911 года Игорь Сикорский построил новый самолет, получивший название С-5. Это уже был настоящий управляемый аэроплан, оснащенный мощным и надежным двигателем. На нем двадцатидвухлетний авиатор смог сдать экзамены на звание пилота и установить четыре всероссийских рекорда.
Всего лишь за три года с 1909 по 1912 усилиями киевских энтузиастов воздухоплавания было создано четыре десятка уникальных аэропланов, многие из которых не только не уступали, а зачастую и превосходили модели самолетов, выпускающихся европейскими авиастроительными предприятиями. Киевское общество воздухоплавание воспитало целую плеяду талантливых авиаконструкторов и пилотов, внесших огромный вклад в развитие авиации. Но, пожалуй, самым известным и успешным из них оказался Игорь Иванович Сикорский, воплотивший свою юношескую мечту и покоривший небо.
Именем Сикорского названы улица в Киеве, площадь в Санкт-Петербурге, астероид, кратер на обратной стороне Луны, киевский аэропорт, Аэрокосмический лицей Национального авиационного университет Украины и Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», давший Игорю Ивановичу путевку в большую авиацию.