Когда Киев обрел свои крылья

Автор: Олексій Смолін
14:05 28.02.2019

28 февраля штурманы военной авиации Вооруженных сил Украины одиннадцатый раз отмечают свой профессиональный праздник. День штурманской службы авиации ВСУ был…
Читать дальше

Когда Киев обрел свои крылья

28 февраля штурманы военной авиации Вооруженных сил Украины одиннадцатый раз отмечают свой профессиональный праздник. День штурманской службы авиации ВСУ был учрежден приказом министра обороны в 2008 году. Возраст же украинской авиации давно перевалил за сотню лет, а история ее возникновения и становления неразрывно связана с Киевским политехническим институтом и именами Николая Андреевича Артемьева, Николая Борисовича Делоне, Игоря Ивановича Сикорского и других преподавателей и студентов киевских вузов начала прошлого века.

И профессора мечтают о полете

Киевский политехнический институт императора Александра II был торжественно открыт 31 августа 1898 году и состоял из четырех факультетов: инженерного, химического, механического и сельскохозяйственного. В 1901 году кафедру электротехники возглавил Николай Андреевич Артемьев, приглашенный на это место по рекомендации Николая Егоровича Жуковского, который живо поддержал вызревающую по политехе идею о необходимости создания в институте пятого – воздухоплавательного факультета. 

КПИ
Киевский политехнический институт – альма-матер отечественного авиастроения

В Министерстве народного просвещения «воздухоплаватели» поддержки не нашли, там от Артемьева попробовали откупиться разрешением создать и возглавить на его кафедре первую в институте электротехническую лабораторию. Николай Андреевич, однако, свою мечту о небе не оставил и пошел другим путем. В 1905 – 1906 годах по его инициативе в механическом кружке Политехнического института появилась новая секция – воздухоплавательная. Почетным председателем ее был избран профессор кафедры сопротивления материалов Степан Прокопьевич Тимошенко. В 1908 году эта секция разрослась настолько, что ее пришлось преобразовывать в самостоятельный кружок, разделив на отделения аэропланов, двигателей, геликоптеров и орнитоптеров. Возглавил кружок Николай Борисович Делоне, преподаватель Киевского политехнического института, профессор физики Киевского коммерческого института и приват-доцент Киевского университета святого Владимира.

8 ноября 1909 года воздухоплавательный кружок оперился, расправил свои еще неокрепшие крылья и покинул родительское гнездо Киевского политехнического института, реорганизовавшись в Киевское общество воздухоплавания. Подобные общества в стране создавались и раньше: в 1880 году в Санкт-Петербурге, в 1898 году в Москве, в 1908 году в Риге, но именно киевские энтузиасты построили первый в империи летающий аэроплан.

«Кудашев-1» – первый отечественный аэроплан

Этот самолет построил профессор кафедры архитектуры КПИ Александр Сергеевич Кудашев. Аппарат весил 320 килограмм, имел четыре крыла, передние рули высоты и управления, и хвостовое оперение-стабилизатор.  Рама и крылья аэроплана были собраны из деревянных реек и обтянуты прорезиненным полотном. Единственным иностранным агрегатом в конструкции самолета был итальянский двигатель Anzani. В родном отечестве, к сожалению, подходящих двигателей просто не выпускали, а изготовить в гараже такой сложный механизм было невозможно.

Испытания состоялись 23 мая (5 июля) 1910 года на Сырецком ипподроме.  Киевские журналисты и члены Киевского общества воздухоплавания стали свидетелями исторического события – впервые в небо Российской империи поднялся не иностранный, а отечественный аэроплан. «Кудашев-1» под управлением своего конструктора оторвался от земли и пролетел на небольшой высоте всего лишь несколько десятков метров. Результат был довольно скромным, но это был положительный результат, открывший киевским авиаторам новые горизонты.

От ипподрома к аэродрому

Кроме того, успешный полет князя Кудашева на аэроплане «Кудашев-1» стал сигналом и для городских властей. Залетных гастролеров можно было принимать и на ипподроме, но с появлением у киевлян собственных летающих аэропланов остро встал вопрос о необходимости устройства гражданского аэродрома. Городские власти для этих целей выделили необходимый земельный участок на Оболонских лугах (ныне на этом месте пролегает проспект Степана Бендеры и находится станция метро «Почайна»), а средства для его оборудования выделили известный киевский меценат Федор Терещенко.

Аэродром на ипподроме – обычное дело в царской России

В сентябре 1911 года состоялось официальное открытие аэродрома. 25 февраля 1914 года на соединенном заседании совета и спортивного комитета Киевского общества воздухоплавания было доложено о том, что «Императорский Всероссийский аэроклуб признал Куреневский аэродром годным для совершения спортивных полетов». Это решение было необходимо в первую очередь для внесения в международный реестр аэродромов, что в свою очередь являлось условием для признания международной воздухоплавательной федерацией рекордов, поставленных киевскими авиаторами.

Фотографий Куреневского аэродрома не сохранилось, но современник описывал его следующим образом: «Представляющий собой совершенно ровное поле, оборудован трибунами и четырьмя деревянными сараями для аэропланов с шестью гнездами. Ангары построены на песчаном грунте. В стороне расположен деревянный домик, разделенный на две половины, одна из которых служит помещением для аэродромного сторожа, другая же предназначена для членов Киевского общества воздухоплавания и авиаторов. Здесь же хранятся измерительные приборы и аптечка с перевязочными средствами. За линией ангаров построен особый погреб для хранения бензина и масла. В 1913 году Куреневский аэродром соединен с городом телефоном № 39-26».

По следам учителей

Двухлопастный деревянный винт к аэроплану «Кудашев-1» был изготовлен руками двух талантливых студентов Игоря Сикорского и Федора Былинкина. Вдохновленные успехов своего учителя, юные авиаторы начали строить свои летательные аппараты.

Александр Карпека — студент Киевского политеха приступил к постройке своего первого аэроплана в 16 лет. К 20 годам он не только сконструировал, но и собрал в своей домашней мастерской три аэроплана.

Александр Фальц-Фейн, на год старше Александра Карпеки, сам построил несколько аэропланов. В 1914 году ушел добровольцем на фронт на собственном аэроплане.

Василий Йордан – студент, в своей мастерской в доме по ул. Львовской, 5 строил аэропланы собственной конструкции.

Типичный биплан начала XX века

В 1910 году Былинкин и Сикорский, объединив свои усилия, построили аэроплан БИС-1. Из-за маломощного двигателя эта машина так и не смогла взлететь, но следующая модель БИС-2 совершила полет, преодолев за 12 секунд расстояние в 125 метров. К весне 1911 года Игорь Сикорский построил новый самолет, получивший название С-5. Это уже был настоящий управляемый аэроплан, оснащенный мощным и надежным двигателем. На нем двадцатидвухлетний авиатор смог сдать экзамены на звание пилота и установить четыре всероссийских рекорда.

Студент Игорь Сикорский в самолете БиС-2, 1910 г.

Всего лишь за три года с 1909 по 1912 усилиями киевских энтузиастов воздухоплавания было создано четыре десятка уникальных аэропланов, многие из которых не только не уступали, а зачастую и превосходили модели самолетов, выпускающихся европейскими авиастроительными предприятиями. Киевское общество воздухоплавание воспитало целую плеяду талантливых авиаконструкторов и пилотов, внесших огромный вклад в развитие авиации. Но, пожалуй, самым известным и успешным из них оказался Игорь Иванович Сикорский, воплотивший свою юношескую мечту и покоривший небо.

Снимок кратера Сикорский, сделанный зондом Lunar Reconnaissance Orbiter

Именем Сикорского названы улица в Киеве, площадь в Санкт-Петербурге, астероид, кратер на обратной стороне Луны, киевский аэропорт, Аэрокосмический лицей Национального авиационного университет Украины и Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», давший Игорю Ивановичу путевку в большую авиацию.

Великий Київ у Google News

підписатися