Чернобыль, ныне отнесенный к городам «без населения», невольно ассоциируется с одноименной АЭС, на которой в 1986 году случилась самая крупная атомная авария в истории. Но работники станции жили в специально построенном городе Припять. А Чернобыль, расположенный в 12 км от АЭС, никакого отношения к «мирному атому» не имел.
Летопись впервые упоминает Чернобыль под 1193 годом. Поводом стала охота князя Ростислава в местных лесах: «Ростислав Рюрикович […] поехал с ловов из Чернобыля».
«Название местечка, – утверждает историк и краевед Лаврентий Похилевич, – производят некоторые от черной (в черном одеянии и черных шапках мужчины) Руси, граничащей здесь с Русью Белою (в белых свитках и шапках)».
Во времена Речи Посполитой Чернобыль входит в состав Киевского воеводства.
В 1566 году польский король Зигмунт II Август дарит местечко капитану Филону Кмиту – за боевые заслуги. Чернобыль надолго переходит в частную собственность (меняя владельцев, он находится в частных руках на протяжении трех с половиной столетий, вплоть до 1917 года).
Софья Кмит, дочь Филона Кмита, и ее муж Лукаш Сапега основали в 1626 году около своего чернобыльского замка костел и доминиканский монастырь, ставший одним из самых значительных католических монастырей этого региона.
К тому времени Чернобыль становится важным торговым центром ввиду своего выгодного расположения вблизи водных путей – пересечения Днепра и Припяти.
Однако освободительная война под руководством Богдана Хмельницкого, развернувшаяся в середине XVII столетия, приводит к экономическому упадку местечка.
Собственность Ходкевичей
В 1764 году Чернобыль стал собственностью графа Яна Ходкевича, генерального старосты, генерал-адъютанта и любимца польского короля Станислава Августа Понятовского.
Перечисленные титулы, а также орден св. Станислава вкупе с креслом сенатора и Чернобылем монарх пожаловал Ходкевичу в знак благодарности за то, что при избрании на польский престол тот проголосовал в сейме за его кандидатуру.
Ходкевич расширил и благоустроил городишко, восстановил сожженный доминиканский костел. Отремонтировал также чернобыльский замок, ставший его резиденцией – здесь граф скончался в 1781 году.
Правление Яна Ходкевича отличается толерантностью.
«Местечко значительно увеличилось, – описывает Похилевич, – особенно при вспомоществованиях, оказанных им польской шляхте и евреям. При нем водворились в Чернобыле и раскольники, выходцы из Стародубья».
Упомянутым старообрядцам, бежавшим из России, граф разрешает построить в Чернобыле собственную церковь во имя св. Филиппа и открыть при ней монастырь.
Второй раздел Польши между Россией и Пруссией в 1793 году изменяет судьбу местечка – оно отходит к Российской империи. Спустя четыре года его включают в состав новообразованной Киевской губернии.
Луковая житница
Согласно официальным данным, в 1864 году в Чернобыле числилось «59 525 десятин земли и 3212 ревизских душ мужеска пола». Городишко по-прежнему находится в частной собственности – принадлежит потомкам Яна Ходкевича.
«Графам Ходкевичам, – уточняет Похилевич, – принадлежат также значительные имения в Подольской губернии, где они постоянно и живут, содержа в Чернобыле, для собирания доходов, только своего поверенного».
В местечке имеются две деревянные православные церкви (была и третья, но сгорела в 1849 году), каменный костел, пять синагог. Доминиканский монастырь был закрыт еще в 1832-м, после неудачного восстания в Польше, а спустя 20 лет, в 1852 году, разобрали деревянную старообрядческую церковь.
В Чернобыле «жителей обоего пола» было: православных – 2160, старообрядцев – 566, католиков – 84, евреев – 3683.
Веяния цивилизации еще не зацепили здешнюю жизнь. Своего врача тут не было (в случае чего надо было посылать за лекарем в Радомысль или Коростышев), ближайшие почтово-телеграфные конторы – там же, а почтовые станции – в Ставищах и Кочереве.
Зато местечко стало луковой житницей Киева.
«Крестьяне и раскольники разводят в огородах в большом количестве лук, – пишет Похилевич, – коего в Киеве продается до 28000 пудов».
Из-за начавшихся притеснений поляков Чернобыль утрачивает статус католического центра, зато приобретает новый – одного из главных центров хасидизма в Российской империи.
Дело в том, что еще во второй половине XVIII столетия, во времена Речи Посполитой, здесь селится Менахем Нахум Тверский, основатель династии, позднее снискавшей известность как семья чернобыльских цадиков (духовных вождей хасидской общины).
Тверские живут в Чернобыле без малого полтора столетия – титул цадика переходит от отца к сыну.
В местечко, ставшее своеобразной еврейской столицей, устремились со своими просьбами тысячи хасидов. Цадик принимает их до трех часов дня.
Шломо Бен-Цион, последний чернобыльский цадик, оставляет местечко в 1920 году – вместе с семьей он бежит после очередного погрома, умер в Киеве от туберкулеза в 1939-м.
Пять учебных заведений
Тот милый городок детства, о котором с теплотой вспоминают пожилые киевляне в 1970-е годы, сформировался лишь к концу XIX столетия – незадолго до того, как они там родились.
Так, в 1900 году в Чернобыле уже имеется больница, два врача, три фельдшера. Открывается аптека. Появляется быстрая связь с любыми городами и губерниями – начинает работу почтово-телеграфная и почтовая станции. Местное самоуправление представлено мещанской управой.
К этому времени местечко получает нового владельца – Сергея Челищева. Он, как и Ходкевичи, здесь не живет – дела ведет управляющий Иван Собко-Собкевич.
Население Чернобыля возростает до 16740 человек. «Главное занятие жителей – торговля, – информирует тогдашний справочник, – крестьяне отправляются на заработки по плаванию на судах и плотах по рекам Припяти и Днепру».
В городке открываются пять учебных заведений: три церковно-приходские школы (двухклассная и две одноклассные), талмуд-тора (еврейское учебное заведение для мальчиков) и частное женское еврейское училище.
Также работают два кирпичных завода, семь кожевенных предприятий, шесть постоялых дворов, три гостиницы, пристань, трактир, паровая мельница, еврейская богадельня и пожарная команда, оснащенная тремя насосами, четырьмя бочками и шестью баграми.
Читающая публика
Первое десятилетие ХХ века сопровождается бурным ростом Чернобыля.
Здесь появляются медоваренный завод, ремесленная школа, контора Чернобыльского лесничества, ветеринарный врач, два книжных магазина, типография, две лавки по продаже журналов и газет (в местечке явно преобладает читающая публика), два магазина писчебумажных принадлежностей, магазин музыкальных инструментов, два магазина швейных машинок, механическая мастерская, магазин красок и обоев, четыре магазина кожевенных товаров, девять галантерейных лавок, шестьдесят четыре бакалейные лавки – список можно продолжить.
А вот насчет «напиться и забыться» спрос оказался не очень большой – три винных лавки и два трактира. Скромно. Ярмарки проводятся в Чернобыле 20-го числа каждого месяца. А базары – еженедельно по понедельникам и пятницам.
Меньше, чем в 1900 году
В 1923 году Чернобыль становится советским районным центром. А статус города получает за несколько месяцев до вторжения Гитлера.
Нацисты, захватив Чернобыль 25 августа 1941 года, расстреляли все еврейское население, не успевшее эвакуироваться.
В 1970-е и 1980-е годы в городе имелись чугунолитейный завод, ремонтно-эксплуатационная база Днепровского речного пароходства, цех художественных произведений, районное объединение «Сельхозтехника», была представлена пищевая промышленность. А кадры готовили два учебных заведения – медучилище и ПТУ.
До аварии в Чернобыле проживало около 13 тысяч человек – меньше, чем в 1900 году.
28 апреля 1986 года город был эвакуирован, его часы остановились.
Если бы не авария на 4-м энергоблоке, сегодня на могилы чернобыльских цадиков было бы такое же паломничество зарубежных хасидов, как и в Умань.