Всемирный день учителя отмечают 5 октября, но в Украине поздравляют учителей всегда в нерабочий день – первое воскресение октября. Важность педагогов и образования в жизни общества сложно переоценить, во все времена учителя были уважаемы. Так с чего же в Киеве начиналась средняя школа, и какие имена киевских учителей запомнила история?
Появление среднего образования в Киеве можно датировать началом 19-го века. Именно в это время была основана Первая киевская гимназия. До 1871 года существовало деление гимназий на два типа: классические и реальные, позже реальные гимназии начали называть училищами. Классическая гимназия – это учебное заведение, которое готовило будущих студентов университетов, так довольно часто учащиеся Первой киевской гимназии в буквальном смысле слова переходили дорогу и становились студентами Имперского университета Святого Владимира (сейчас университет им. Т. Шевченко).
Программа классической гимназии в основном была ориентирована на изучение языков: «мертвых» (латинского и древнегреческого) и «живых» (немецкого и французского). Кроме того, в нее входили: физика, математика, логика, география, история. Но начиналось обучение с предмета, который сейчас бы многих удивил, – закона Божьего. Не считая нулевого – подготовительного класса, обучение в гимназии длилось 8 лет.
Гимназии делились еще и на женские и мужские, интересно, что Киев стал, в какой-то степени, флагманом женского среднего образования. Женских гимназий здесь было вдвое больше, чем мужских. Но надо отметить, что женские гимназии по качеству самого образования сильно отставали, да и программы отличались разительно. Девушек обучали быть хорошими хозяйками и женами, в то время как мальчиков готовили к университету и будущей службе.
За чей счет?
Образование во все времена было дорогим, а учебные заведения редко могли существовать на собственные средства. Несмотря на то, что обучение одного студента в киевской гимназии обходилось родителям в 50-100 рублей – четверть среднего годового дохода одной семьи, этих средств не хватало. Деньги родителей, которые оплачивали обучение слушателей, составляли около трети бюджета гимназии. Остальные средства приходилось привлекать со стороны.
Киев был меценатским городом: многие здания и учреждения появились именно благодаря щедрым дарителям. Спонсировались и гимназии, но у меценатов здесь был не только благотворительный интерес. Дело в том, что официально на государственном уровне был введен статус «почетного попечителя». То есть человека, который регулярно выделяет средства на гимназию. Взамен попечитель получал не только уважение в обществе, но статус государственного служащего, а значит – мог претендовать на чины, награды и дворянство. Таким образом, государственный служащий не получал жалование из казны, но сам доплачивал ей.
Была у киевского образования и обратная экономическая сторона. Женские гимназии стали столь многочисленными именно по той причине, что на них можно было заработать. Девочек из богатых семей принимали на обучение, прекрасно понимая, что никаких особых требований в отношении знаний у родителей не будет. Это мальчики должны были впоследствии учиться в университете и получать реальные профессии, а девочек достаточно было научить играть на музыкальных инструментах, танцевать и дать элементарные знания, которых хватило бы на поддержание беседы. Именно поэтому в женских гимназиях, как правило, работали не слишком талантливые педагоги.
А учителя кто?
Если говорить о действительно ярких педагогах, то следует вспомнить учительский корпус нескольких киевских гимназий.
Легендарная Первая киевская гимназия (ул. Владимирская, 60), которая была основана в 1809 году, знаменита не только своими учениками (М. Булгаков, К. Паустовский, А. Вертинский), но и учителями.
Педагоги редко становятся знаменитыми, но имя Николая Костомарова в нашей стране известно многим. Николай Иванович преподавал и в гимназии, и в университете Святого Владимира, его лекции по истории пользовались большой популярностью среди слушателей. Но основатель Кирилло-Мефодиевского братства преподавал в Киеве относительно недолго – из-за политических взглядов и идей был арестован и заключен в Петропавловскую крепость.
Знаменитый художник Николай Мурашко начинал свою педагогическую карьеру именно в Первой киевской гимназии, где с 1868 по 1870 годы преподавал рисунок. А уже в 1875 году основал и возглавил собственную рисовальную школу, которая впоследствии переросла в Киевское художественно училище. Николай Мурашко воспитал ряд знаменитых художников, таких как Валентин Серов и Николай Пимоненко. Художником-портретистом и хорошим педагогом стал воспитанник Николая Мурашко – племянник Александр Мурашко.
Любимцем учеников и фанатиком своего дела был учитель географии Первой киевской гимназии – Николай Черкунов. Николай Трофимович был воплощением чудаковатого учителя, которого невозможно не уважать за знания и невозможно забыть даже через десятки лет после выпуска. Константин Паустовский перенес черты Николая Черкунова на героя «Повести о жизни» – Петра Черпунова.
Но не только Первая киевская гимназия имела хороший педагогический состав: где было больше хороших учителей в 1-й или во 2-й киевской гимназии – вопрос спорный. Вторая киевская гимназия была открыта не только для дворянских детей (которые предпочитали Первую), но и для детей из менее родовитых семей. Что касается здания, то только спустя 20 лет после открытия, гимназия получила собственное помещение на бульваре Т. Шевченко, 18.
Самый известный украинский педагог, публицист, историк и ученый – Михаил Драгоманов преподавал именно во 2-й киевской гимназии. Интересно, что именно его именем назван Национальный педагогический университет.
За рисование во второй гимназии отвечал также известный украинский художник, друг и сосед Тараса Шевченко – Иван Сошенко. Педагогическую деятельность Иван Максимович начал в 1839 году в городе Нежин, а учителем рисования Второй киевской гимназии стал в 1856 году.
Приятелем и коллегой Ивана Сошенко был Михаил Чалый. Преподаватель и литературовед – Михаил Корнеевич Чалый известен еще и тем, что был организатором воскресной школы для неграмотных в Киеве.
Основатель знаменитой династии ученых – Иван Вернадский преподавал русскую словесность в киевской гимназии с 1842 года. Интересно, что в область научных интересов Ивана Васильевича попала не только филология, большую часть своей жизни он изучал экономику, издавал еженедельник «Экономический указатель» и журнал «Экономист».
Список талантливых учителей мужских гимназий можно продолжать, но было бы не честно не упомянуть женщину, которая первой решила дать девочкам достойное образование. Аделаида Жекулина около 1890-го года организовала в Киеве женскую гимназию, программа которой была столь же насыщенной, как и у мальчиков. А в 1905 году Аделаида Владимировна открыла и Высшие женские курсы. Директриса не только руководила учебными заведениями, но и преподавала французский язык. Кроме того, Жекулина известна еще и тем, что была одним из инициаторов создания Киевского педагогического общества.