Текст опубліковано російською мовою:
На что похож День братьев и сестер?
В 1998 году Клаудия Эварт предложила американцам праздновать не только День матери или День отца, но и обратить свое внимание на братьев и сестер, отношения с которыми тоже надо ценить. Так возник новый праздник – Siblings Day. Традиционно этот день принято проводить в семейном кругу и дарить трогательные подарки.
Несмотря на то что праздник День братьев и сестер – относительно новый, все же можно найти его дальние аналоги в традициях разных стран. В Индии принято праздновать Ракша-бандхан – национальный праздник, с явным религиозным оттенком. В этот день сестры дарят братьям защитные амулеты, а братья клянутся защищать своих сестер и отстаивать их честь. Киевская традиция тоже поддерживала семейные ценности, одним из самых семейных и сейчас уже забытых праздников Киева XIX века можно считать именины.
Не стоит ставить знак равенства между днем рождения и именинами – это часто, две самостоятельные даты. В XIX веке в Киеве к празднованию дня ангела относились очень ответственно, так как христианская традиция тогда была очень сильна и люди были верующими. Традиционно именины – это был подчеркнуто семейным праздник, многие предпочитали праздновать его только в кругу самых родных людей. Кроме того, в этот день дарили и особенные подарки, главная ценность которых была духовной. Подарки к именинам отличались скромностью и образностью, в них часто присутствовал религиозный подтекст. Так, имениннику родители, братья и сестры могли подарить хлеб и фрукты, которые символизируют дары волхвов. И обязательным атрибутом праздника были молитвы в честь ангела-хранителя.
Как воспитывали детей в Киеве?
Семейные ценности и теплые родственные отношения формируются не только благодаря праздникам. Если говорить об украинских семьях прошлых веков, то они были многочисленными, детей в семье было гораздо большем, чем сейчас. В селах большое количество детей (11 даже) обеспечивало домашние хозяйства рабочими руками, так как братья и сестры начинали работать с самого юного возраста. Кроме того, старались рожать больше и из-за высокой детской смертности.
В городе тоже рожали много, но мотивация была несколько иной. Городские дети не так рано начинали работать, кроме того значительные средства надо было тратить на их образование. Однако из-за того что предохраняться в те времена еще толком не умели, рожали столько, сколько бог давал.
Киевское детство на рубеже XIX-XX веков было довольно скромным. Детей старались держать в строгости – во многих семьях применяли физическое наказание за проступки. Тогда лучшим воспитателем считался страх, а о развлечениях для подрастающего поколения взрослые не думали. Поэтому дети придумывали игры, которые сейчас кажутся довольно странными. Киевская ребятня радовалась дождю, ведь после него на улицах появлялись лужи и можно было часами мастерить кораблики из листьев и коры деревьев и пускать их по воде.
Еще одним странным развлечением детворы тех времен была игра в богослужение: братик представлял собой дьякона, который служил для сестер и младших братьев богослужение или производил обряд причастия. Существование этой игры доказывает, что тогдашнее общество было более религиозным, чем нынешнее.
Вершиной же детских радостей и забав была игра с бумажным змеем. Правда, смастерить летающее чудовище мог далеко не каждый ребенок, а взрослые не слишком стремились помогать. Вообще у детей того времени было мало игрушек: купленный на ярмарке деревянный солдатик или свистулька – вот и все развлечения. Настоящий подарок для киевских детей сделал в 1834 году немец И. Кордес, который открыл первое в городе производство детских игрушек и музыкальных инструментов на улице Крещатик, 39. Но покупались подарки чадам в основном только по большим праздникам, например на Рождество.
Надо сказать, что при такой скудности развлечений и игрушек многие дети, если была возможность, начинали рано играть на музыкальных инструментах и читать. Для родителей было очень важно дать всем отпрыскам хорошее образование, ведь оно гарантировало будущее. Логику воспитания в киевских семьях можно понять на примере семьи Булгаковых. Варвара Михайловна Булгакова (Покровская) всячески стремилась дать своим детям образование, для нее это было чрезвычайно важно. Даже после того как Варвара Михайловна овдовела, ей все же удалось воплотить свою мечту: четыре сестры, два брата и сам будущий писатель Михаил Булгаков получили достойное образование. Вообще благодаря Михаилу Булгакову и во многом автобиографическому роману «Белая гвардия» мы можем довольно точно представить себе, насколько теплыми и нежными могли быть отношения между братьями и сестрами в киевских семьях.
Кого бы печатали таблоиды?
Сейчас в День братьев и сестер средства массовой информации публикуют материалы об известных родственниках. Если бы подобная традиция существовала в старом Киев, то наверняка вспомнили бы несколько знаменитых киевских династий.
У сахарозаводчика Израиля Марковича Бродского было четверо сыновей и три дочери. Самыми знаменитыми и интересными с точки зрения истории Киева стали двое братьев Лазарь Израилевич 1848 года рождения и Лев Израилевич 1852 года рождения. Это трогательная история о том, как два брата построили рядом две синагоги. Старший Лазарь Бродский в 1897 году профинансировал строительство Хоральной синагоги на улице Шота Руставели, 13. Спустя два года, в 1899 году, младший брат Лев Бродский построил Купеческую синагогу на улице Шота Руставели, 19 (с советских времен до недавней поры в ней располагалась «Кинопанорама»).
Одна из самых знаменитых киевских семей Терещенко прославлена многими родственниками. Николай Терещенко, известный политик и меценат, имел четырех дочек и двух сыновей. Три младшие дочери Мария, Ольга и Ефросиния не внесли значительного вклада в историю Киева. А вот Иван Николаевич запомнился тем, что был известным коллекционером и поддерживал художников (Национальный музей «Киевская картинная галерея»); Александр Николаевич был попечителем огромного количества учебных заведений города; Варвара Николаевна (в замужестве Ханенко) вместе с супругом собрала коллекцию для Национального музея искусств.
Список знаменитых киевских братьев можно продолжать: владельцы галантерейных магазинов Андрей Петрович и Степан Петрович Слинко; мануфактурщики Владимир и Герасим Берестовские, а вот знаменитых сестер среди киевлян не так много.