Как оценить результат работы тех, кто не получает зарплату и не может быть уволен? Какие депутаты наиболее влиятельны и кого выбирать для лобби? В агентстве Asper cosultants придумали способ, как внести конкуренцию в ряды городских политиков
У киевских депутатов парниковые условия существования. Они могут пользоваться бюджетными деньгами на развитие округа. Объединяясь в группы, способны влиять на целые рынки услуг. Так считают в Asper cosultants. Чтобы взбодрить избранников горожан и стимулировать конкуренцию между ними, компания создала политический рейтинг местного значения. Он вышел пока только два раза и своими результатами удивил даже разработчиков, а среди депутатов вызвал активные дебаты.
Управляющий партнер Asper cosultants Алексей Кулеба: «Политика – это сетевой бизнес, основанный на личных связях, – лучше не скажешь»
Депутаты уже заинтересовались рейтингом. Кто-то назвал его необъективным, кто-то – непрофессиональным, а его авторов уже знают в лицо. Городские мужи явно взволнованы и заинтригованы. Разберемся, что измеряет эта система и какие выводы можно на ее основании сделать.
Рейтинг базируется на пяти показателях:
1) количество поданных и принятых проектов депутата;
2) принадлежность к партийным фракциям;
3) посещаемость сессий Киеврады;
4) количество депутатских запросов;
5) количество подписчиков у депутата в Facebook.
Каждый из показателей имеет свой вес в баллах, общая сумма которых составляет 1000. В своих исследованиях разработчики опирались на информацию из открытых источников. Поэтому некоторые важные показатели, как, например, депутатское обращение, учесть просто было невозможно.
Валерия Дударенко: «Собранная нами информация составила несколько страниц в формате XL».
Первый критерий – самый веский, оценивается в 260 баллов и рассчитывается, исходя из активности депутата (сколько подал проектов) и его эффективности (какой процент инициатив в итоге был принят). Но здесь есть нюанс: много проектов решений идет под фамилией главы комиссии (видимо, для большего веса). Рассчитывая этот показатель, консультанты увидели, что очень активны депутаты «Свободы». «Поданных и реализованных проектов много, но в основном они касаются переименования улиц, декоммунизации и придания зеленым территориям статуса сквера, – комментирует Алексей Кулеба. – Все это не критично важно для жизни города».
За партию киевскому избраннику дают до 220 баллов. В Киевраде есть два монополиста, которые часто выступают единым фронтом: БПП «Солидарность» – 43 члена и «Еднисть» Александра Омельченко – 13. Поскольку для принятия решения на сессии надо 60+1 голос, у этой парочки наибольшие шансы принять свои проекты, а у их депутатов – продвинуть свои вопросы.
Ходит ли депутат вообще на работу – за это 200 баллов. Сегодня посещаемость сессий составляет 70-80%. По мнению консультантов, это хороший показатель, в Верховной Раде он ниже. Однако сами заседания депутатских комиссий иногда переносятся из-за отсутствия кворума или закрываются из-за того, что депутаты, выслушав важные для них вопросы, разбегаются по своим делам.
Депутатский запрос консультанты оценили в 170 баллов. Эта позиция вызвала критику среди избранников: ведь запросы подают после того, как горадминистрация проигнорировала обращение депутата. То есть это говорит скорее о низком авторитете последнего. В то же время это свидетельствует и о готовности идти до конца, парируют разработчики. Да и обращениями гораздо легче манипулировать – завалить чиновников малозначимыми проблемами.
Популярность в Facebook дает всего 150 баллов. Это неоднозначный критерий, но он показывает активность и популярность депутатов у населения. «Почти у половины из них есть специально созданные в соцсетях страницы для общения с избирателями. Остальные остаются на личных и считают, что это делает их ближе к народу», – поясняет партнер Asper cosultants Валерия Дударенко.
«Мы делаем аналитику о контенте таких страниц. Некоторые пишут, как починили почтовые ящики или отремонтировали детские площадки, фотографируются возле них. Но есть и ориентированные на избирателей, ведутся профессионально, содержат решения проблем. Лидеры списка однозначно стараются: отвечают на все вопросы, практически нет грубости, – отмечает Алексей Кулеба. – Если раньше аудитория соцсетей была неактивной на выборах и скорее их игнорировала, то сейчас ситуация начинает меняться и это уже электорат».
Неожиданный результат
В первом рейтинге в топ-10 оказались четыре «свободовца». Остальные депутаты удивлялись: как же так, они же деструктивны и в верхушке списка? Вот настолько они активны, и по всем фронтам, констатировали аналитики. Кроме того, показывает определенный срез общества: люди откликаются не на самые важные инициативы.
«Наша задача – стимулировать конкуренцию. Чтобы депутат хотел с 27-го места подняться на пятое. И тогда неважно, как они будут говорить о рейтинге», – подытожил Алексей Кулеба.