Київська спадщина Віктора Васнецова – Володимирський собор

Автор: Тетяна Ніжинська
14:30 15.05.2020

Доля Володимирського собору, одного з найкрасивіших і величних в Києві, насичена подіями. Його довго і болісно будували, так само довго розписували, потім перетворювали в музей і знову повертали статус храму. З ним пов’язано безліч дат, але однією з найважливіших є 15 травня. Саме в цей день в 1848 році народився художник, автор неймовірних розписів собору Віктор Васнецов.

Київська спадщина Віктора Васнецова – Володимирський собор
Світлодіодне освітлення

За згодою автора текст публікується російською мовою:

Строительство Владимирского собора

Казалось бы, богоугодное дело – строительство храма, но и тут не обошлось без скандалов и ссор. История, которая окажет огромное влияние на жизнь Виктора Васнецова, началась через пять лет после рождения будущего художника. В 1853 году в Киеве был возведен памятник князю Владимиру, но митрополит Филарет отказался освятить его, утверждая, что идея идолопоклонничества была противна крестителю Руси. Храм оказался более приемлемым вариантом для того, чтобы увековечить память и дело князя Владимира, начался сбор средств и разработка проекта.

В 1859 году проект архитектора Ивана Штрома предполагал строительство 13 куполов и довольно большого здания собора. Тем не менее сумма в 100 тыс. рублей, которую удалось собрать, оказалась недостаточной и проект спешно начали урезать. Урезали до семи куполов и начали искать нового архитектора. Александр Беретти в финансовые вопросы, видимо, не вник и размеры храма увеличил. Так, в 1862 году в Киеве появилась первая версия Владимирского собора. Но история скандалов на этом не завершилась. Спустя несколько лет собор начал давать внушительные трещины и оказался в аварийном состоянии. Кто был виноват, а кто прав – точно не известно. Но лишь в 1882 году уже третьему архитектору Владимиру Николаеву удалось завершить проект. Стены храма оштукатурили и подготовили к росписи.

Радость праведных о Господе. Триптих. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве (левая часть). Источник: http://smallbay.ru
Радость праведных о Господе. Триптих. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве (левая часть). Источник: http://smallbay.ru
Радость праведных о Господе. Триптих. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве (левая часть). Источник: http://smallbay.ru

Поиск мастера

Виктор Михайлович Васнецов к этому времени был уже довольно солидным художником, автором картин «Витязь на распутье» (1880 год) и «Аленушка» (1881 год), и столичные ценители готовы были платить по 300 рублей за полотна мастера. Поэтому когда 1885 году Адриан Прахов предложил Васнецову переехать в Киев и заняться росписью Владимирского собора, художник ответил вежливым отказом.

Надо сказать, что сначала Прахов предложил проект Михаилу Врубелю, который на то время уже несколько лет жил в Киеве успел поработать в Кирилловской церкви. Прахову нравились работы Михаила Александровича, хоть в них и чувствовалась, как тогда говорили, «нестандартность». А вот фанатичную увлеченность и влюбленность художника в Эмилию Прахову, свою супругу, профессор расценивал не так благосклонно. Когда же в чертах Богородицы киевляне без труда начали узнавать черты все той же Эмилии, ситуация накалилась до предела. Уже готовые эскизы росписи Владимирского собора не утвердили, и Врубелю отказали. Правда, несколько элементов отделки Михаил Александрович все же выполнил, но объем не сопоставим с теми масштабными работами, которые провел Васнецов.

Ирония заключается в том, что сознательные или бессознательные попытки Михаила Врубеля воспроизвести в храме черты чужой жены ему сильно помешали. А вот образ законной супруги, которая кормит грудью сына, вдохновил Виктора Васнецова и заставил согласиться принять участие в проекте.

Богородица с младенцем – Владимирский собор. Источник: www.skyscrapercity.com

Работа над росписью

Приняв предложение Адриана Прахова, Виктор Васнецов подписал контракт на два года. В качестве вознаграждения ему полагалась тысяча рублей в год. Однако работы затянулись на долгие 11 лет, а общий гонорар художника составил около 50 тыс. рублей. Сумма эта вполне оправданна, так как более двух тысяч квадратных метров художник расписал лично. Владимирский собор не отапливался, в зимнее время там было очень холодно, поэтому художник, и до того не отличавшийся хорошим здоровьем, часто сильно болел. Кроме того, он несколько раз падал со строительных лесов, и, по глубокому убеждению, спасал его от смерти Бог, так как дело росписи собора было угодно самому Господу.

Надо сказать, что Виктор Васнецов происходил из семьи сельского священника и был глубоко верующим человеком. Роспись Владимирского собора он считал делом всей своей жизни и видел в нем огромную важность. Благодаря убежденности художника в богоугодном деле на стенах храма появились 15 композиций и 30 фигур его кисти.

Интересно, что в качестве помощника Васнецов пригласил Михаила Нестерова, который тоже был поклонником  Эмилии Праховой, так что ее образ все же появился во Владимирском соборе. Но черты роковой женщины угадывались не в образе Богородицы, а в лике святой великомученицы Варвары. 

С образом же Матери Божьей  связана интересная полумистическая легенда. В 1885 году Адриан Прахов увидел на стене видение Богородицы. В свидетели этого Прахов призвал вице-губернатора Александра Баумгартена, который в тот момент тоже был в храме и утверждал, что видел собственными глазами, как на отштукатуренной стене проявился лик. Адриан Прахов сделал набросок, который потом сопоставил с эскизами Виктора Васнецова. И художник, и профессор  были поражены сходством и пришли к выводу, что это есть знак свыше.

В 1896 году работы по отделке храма были закончены, и Владимирский собор приобрел своей неповторимый облик. К этому времени у Виктора Васнецова родился еще один сын, и его, естественно, назвали Владимиром, так как, по мнению родителей, сама судьба уготовила ребенку это имя.

Великий Київ у Google News

підписатися