Четыре года назад китайскую и турецкую одежду потеснили украинские платья, а потом и пальто с пуховиками. Небольшие цеха стали открываться и под Киевом. В самые кризисные годы у горожан нашлись деньги покупать оригинальную одежду местного производства. Казалось, вот она – дорога к развитию украинской легкой промышленности. Но когда доходы украинцев начали расти, пыл покупателей поостыл. Разбираемся, почему так случилось и есть ли перспектива у собственных брендов.
История киевских брендов
«Пик экономического кризиса пришелся на 2015-2016 годы, а доходы населения упали так низко впервые за много лет», – напоминает консультант аналитического департамента компании Pro-Consulting Андрей Мокряков. Уже в 2017 году ситуация несколько улучшилась и доходу начали расти в среднем на 15% в год.
Именно в кризисный период стали появляться украинские торговые марки одежды, в том числе и киевские. После резкого скачка курса доллара цены в торговых сетях выросли в два раза. Киевляне если и заходили в магазины, то лишь как на выставку. С этого началась, например, история Zephyros.
Вера Ростовцева архитектор по образованию с десятилетним стажем по профилю. Но декретный период и общее падение заработков заставили искать новые пути самореализации. У подруги был магазин популярного бренда Victoria’s Secret.
«Мы быстро поняли: нужен пляжный ассортимент и решили начать с пляжных туник. Нашли ткань хорошего качества и по приемлемой цене. Продумали модели, чтобы покупательницы могли создать определенный образ, и отшили первую партию. Она распродалась очень быстро», – вспоминает Вера Ростовцева.
За туниками пошли легкие пляжные платья, в этот момент родился бренд с красноречивым названием – Zephyros. Туники они уже не шьют, но концепция легкости остается – используют только натуральные ткани: лен, хлопок, шерсть. Чтобы выделиться, решили использовать вышивку и кружево. Получается и в духе народных традиций, и современно одновременно.
Выделиться дизайном и создать собственный стиль старается каждый местный производитель одежды. Дизайнер-модельер по образованию Катерина Кравчук решила создавать одежду из ткани с собственным рисунком. После победы в модном конкурсе в 2016 году и представительства на подиуме «Новые имена» Ukrainian Fashion Week в 2017-м Катерина решилась начать собственное дело. Так появился бренд Kryhitqa. У девушки тройной процесс: найти приятные ткани белого цвета, создать рисунок, следить за печатью, а потом уже отправить ткань на производство.
Гиганты наступают
На ежемесячных киевских маркетах «Всі. Свої» и периодических Made in Ukraine, которые в прошлом году проходили на Подоле, собираются несколько десятков украинских производителей одежды. При этом участники проходят конкурсный отбор, допускают наиболее интересных с дизайнерской точки зрения. Но это капля в море: по данным Госслужбы статистики в 2018 году на продажи украинских торговых марок пришлось порядка 7%.
«С учетом теневого импорта, продаж физлицами-предпринимателями и продаж за наличные, доля украинских товаров не превышает 5%», – считает консультант Pro-Consulting Андрей Мокряков.
Если сравнивать сетевиков, то есть такие марки как LC Waikiki, Colin’s, Mango от иностранцев и Promin, Must have, Vovk, Jasmine – от украинцев, то местные занимают 10-15% рынка, поясняют международные аналитики.
«В своем большинстве, украинские операторы конкурируют друг с другом. Но не стоит недооценивать амбиции местных ритейлеров – спрос со стороны потребителей присутствует, товарообороты операторов растут, как и темпы их развития. Но для конкуренции с международными сетями локальным компаниям не хватает, в первую очередь, финансовых и производственных ресурсов», – говорит замдиректора департамента торговой недвижимости Colliers International (Украина) Татьяна Марковская.
Если два года назад киевляне охотно покупали одежду местного производства по финансовым причинам и из патриотических чувств, то сейчас влияние этих факторов снизилось.
«По данным Министерства финансов Украины среднемесячная заработная плата в Украине в декабре 2018 года составила 10 573 грн, что практически в 1,6 раза выше декабрьского показателя в 2016 году (6 475 грн). В столице средняя заработная плата составила 16 546 грн, а в декабре 2016 было 11 094 грн», – поясняет Татьяна Марковская.
Как только украинцы смогли покупать дороже, они снова обратили внимание на магазины международных сетевиков. Доказательство тому – наделавшее шуму открытие в Киеве магазина H&M.
«Именно прошлая осень и зима для местных торговых марок стала нелегким испытанием. Обычно сентябрь – это затишье на рынке одежды. Все переживают начало школьного сезона. Оживление начинается в октябре, когда начинают готовить гардероб к зиме и декабрь – пик продаж», – рассказывает Вера Ростовцева.
В прошлом году легкое оживление было только в декабре, теперь производители ждут апреля. Почему так – причин может быть несколько: это и отток покупателей в связи с открытием H&M, и объявление военного положения. Любые плохие новости отбивают желание потратить деньги – это продавцы хорошо прочувствовали на маркетах, которые проходили на Подоле.
Особенности производства
Складывается сложная конкурентная ситуация: по цене местные бренды находятся в сегменте «средний+», но конкурировать должны с менее дорогим масс-маркетом. О соперничестве с no-name товаром в киосках и вещевых рынках и речи не идет. Все дело в объемах производства.
Стоимость одежды упрощенно формируется из стоимости ткани, зарплаты сотрудников и трат на саму продажу. Если сетевые бренды покупают ткань у производителя большими партиями, то киевские дизайнеры покупают ее у поставщиков в Киеве или Одессе, преодолевая попутно массу других трудностей.
«Привозят обычно небольшой метраж. Если взять рулон или два попробовать как ткань ляжет в готовом изделии, то уже на следующий день может оказаться, что ее больше нет на складе. Для того чтобы брать сразу много, надо иметь значительные средства», – поясняет основатель ТМ Zephyros Вера Ростовцева.
А бывает, вошли во вкус, готовы брать сотнями метров, а фабрика перестала производить эту ткань и надо срочно менять ассортимент. Для данного бренда это особенно сложно, поскольку есть определенные требования: натуральность и вышивка. Именно в таких случаях и спасает использование кружев, которые тоже еще надо найти не по заоблачной цене.
У ТМ Kryhitqa другая особенность: ткань дизайнер закупает белую, с этим нет проблем. Но вот печать рисунка занимает время, и чтобы коллекция не простаивала, дизайнер комбинирует элементы с принтом и однотонные ткани.
Вторая статья расходов – производство и заработная плата. Располагаться в Киеве – коммерчески не выгодно. И даже в Киевской области траты будут больше: зарплата около 10 тыс. грн в зависимости от отшитых единиц в день. Тогда как в Ивано-Франсковской или Тернопольской областях она стартует от 6 тыс. грн. Уже поэтому киевским брендам сложно конкурировать в среднем ценовом сегменте. Дизайнер Катерина Кравчук живет в Киеве, но производство располагается в Хмельницком.
Для своих
Чтобы продать платье из недешевой ткани за 1700-1800 грн и при этом иметь хотя бы небольшой процент рентабельности, нужен хороший поток сбыта. Без него попросту не будет денег на закупку новой ткани. И здесь кроется еще один сюрприз. Торговые марки с небольшим производством находят своих покупателей на ежемесячных маркетах и через интернет. Зайти в ТЦ, где продаются те же Zara и Bershka, – это финансовый подвиг и отдельное искусство. Управляющие торговых центров имеют свой набор требований к арендаторам: большие площади, высокая цена, долгосрочные контракты. Комплексы, которые только открываются с украинскими небольшими брендами первый год вообще не работают, говорят производители одежды. А через год остаются помещения в уголках, куда покупатель просто не доходит.
Еще один вариант продаж – мультибрендовые магазины, которые под комиссию берут одежду разных производителей. Небольшие магазины иногда называют шоу-румами. В Киеве есть целый универмаг «Всі. Свої» на Крещатике. В итоге траты на то, чтобы платье принести покупателю в примерочную составляют 40-50% от общей стоимости. Поэтому некоторые производители от магазинных продаж отказываются вовсе.
Главное конкурентное преимущество, которое определяют и аналитики, и сами киевские модельеры – это эксклюзивность изделий. Плюс дополнительный сервис: подгонка платья по фигуре, помощь в ремонте (если пропалили утюгом или порвали), бесплатно полностью или частично. Однако оригинальность, как правило, предполагает более высокие цены, чем в масс-маркетах. Велика вероятность, что засилье футболок с англоязычными надписями продолжится, а платья с вышивкой и дизайнерским рисунком будут для избранных.