Рада приняла закон о массовой проверке субсидиантов — чиновники будут искать несоответствия и проверять поездки за границу. Киевляне рассказали о «письмах счастья» из собеза и лишении субсидий. Также пенсионеры придумали новый способ экономии — ложатся на зиму в больницы. А многие стали отказываться от горячей воды. В «Киевэнерго» объяснили, как это сделать.
Проверят реестры недвижимости и поездки за границу
Во вторник, 3 декабря, Рада проголосовала за закон, предусматривающий тотальные проверки получателей льгот и субсидий. Инициатор – партия «Слуга народа». Там считают, что законопроект «повысит оперативность, качество и результативность процесса верификации государственных выплат и не потребует дополнительных расходов из госбюджета».
Из текста следует, что от органов власти теперь требуется проводить систематические проверки людей, которые получают госвыплаты, и выявлять несоответствия в предоставленной информации. Также чиновники должны проверять реестры недвижимого имущества, а через Госпогранслужбу — поездки субсидиантов за границу.
«В случае выявления недостоверной информации органы, осуществляющие государственные выплаты, отправляют таким реципиентам требование о возврате неправомерно или излишне полученной государственной помощи», – говорится в тексте закона.
Приходят «письма счастья»
В бюджете-2020, который сейчас передали на подпись президенту, финансирование субсидий сократили до 48 млрд грн. В 2019-м было на 7 млрд грн больше. Официально по состоянию на октябрь субсидии получали 94,5 тыс. киевлян. Всего по сравнению с 2018-м количество домохозяйств, которые получают помощь от государства, уменьшилось на 62,8 тыс. Такие данные приводит главное управление статистики в Киеве.
Жительница Святошинского района Светлана К. рассказала «Большому Киеву», что раньше получала субсидию из-за небольшой пенсии и зарплаты дочери. А в октябре ей пришло «письмо счастья» из собеза.
«В нем говорилось, что для выяснения обстоятельств, на каком основании мне начисляют субсидию, нужно прийти на прием и принести с собой платежки за август. На месте уже объяснили, что бывший супруг дочери, с которым они не живут больше десяти лет, но неофициально не развелись, тоже является членом семьи. Поэтому субсидию выплачивать не будут. Если в октябре счет за отопление пришел небольшой, потому что батареи включили только на несколько дней, то уже в ноябре придется отдать около 3 тыс. грн. А пенсия у меня около 2 тыс.», – говорит Светлана.
Она добавляет, что в тот момент в собезе было очень много людей. Они тоже получили такие письма.
«Запомнилось, что одна женщина так плакала, ей нужно было вернуть 10 тыс. грн, которые, как выяснилось, она получила незаконно», – добавила пенсионерка.
Повысили тарифы
В конце ноября в Киеве уже подняли тарифы на холодную воду. Согласно решению, которое утвердила Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, тариф на централизованное водоснабжение для потребителей «Киевводоканала» составит 9,86 грн за 1 куб. м, что на 9,43% больше, чем действующий сейчас.
Не обрадуют киевлян и платежки на отопление, которые они получат в конце ноября.
А вот цена за газ, по словам премьера Алексея Гончарука, на весь отопительный сезон будет фиксированной — 8 грн за куб. Глава правительства похвастался, что это самая низкая стоимость за последние два года.
Правда, притом что газ в этом году подешевел, тарифы на отопление снизить не смогут. Так как это не предусмотрено законодательством. Об этом говорится в ролике, который опубликовал Офис президента. Поэтому обрадовать украинцев пообещали уже следующей зимой.
Ради экономии ложатся в больницу
Пока же киевляне придумывают разные способы экономии коммуналки. Об одном из вариантов нам рассказал киевский пенсионер Николай Андреевич. Из-за проблем с сердцем он обратился в поликлинику МВД Киева, где состоит на учете.
«Мне рекомендовали лечь в госпиталь, но оказалось, что это не так просто — нет мест. Многие пенсионеры, а это бабушки и дедушки, ложатся ближе к холодам ради экономии. Говорят, что так за коммуналку и свет меньше платят, еще и питание бесплатное, и проходят процедуры разные, чтобы здоровье подлечить. Придумали себе такой санаторий. И два отделения неврологии и кардиологии всю зиму забиты. Ведь неврология – это такое обширное понятие, что даже с остеохондрозом там можно лежать. А весной, добавляют врачи, у них пусто, и свободных мест – полно. Все эти пенсионеры потом на дачу едут. И я бы не сказал, что это люди с маленькими пенсиями. Просто решили так сэкономить свои деньги. И тем, кому действительно нужна помощь, предлагают ждать. Мне сказали, что возможно, через месяц место появится», – делится Николай Андреевич.
Ставят счетчики и отказываются от горячей воды
При этом многие семьи используют традиционные способы экономии. Например, устанавливают счетчики или бойлеры, отказавшись от горячего водоснабжения. Это подтверждается и огромными очередями, которые сейчас есть в центрах коммунального сервиса города.
В «Киевтеплоэнерго» ответили на самые популярные вопросы киевлян о том, куда идти и что делать в таких ситуациях.
У жительницы дома на проспекте Героев Сталинграда (Оболонский район) Татьяны Н. счетчиков на горячую воду нет. Поэтому платежки приходят со среднестатистическими показателями, а это порядка 1 тыс. грн в месяц.
«Мы живем вдвоем с сыном и столько не расходуем. Слышала, что установка счетчиков это очень сложный процесс, даже не знаю с чего начать», – говорит Наталья.
В «Киевтеплоэнерго» объясняют, работы по установке средств учета воды в квартире должны обязательно проводиться специализированной организацией, исполнителем, производителем или поставщиком. И за счет средств потребителя.
«То есть потребитель для первичной установки квартирного счетчика горячей воды может самостоятельно выбрать специализированную компанию, которая выполняет такие работы. А всю информацию, как это можно сделать, предоставляет сеть Центр коммунального сервиса (ЦКС). Для заказа услуги установки счетчика горячей воды потребители могут обратиться именно в сервисный центр. Адреса сервисных центров в разрезе административных районов указаны на сайте ЦКС (cks.com.ua)», – объяснили нам в «Киевтеплоэнерго»
И добавили, что все приборы учета обязательно должны быть опломбированы КП «Киевтеплоэнерго» и занесены в программный комплекс.
«Для этого необходимо оформить соответствующую заявку на опломбирование в ближайшем сервисном центре ЦКС. После опломбирования нужно обратиться в сервисный центр с актом опломбирования и актом установки счетчика (в котором зафиксированы дата установления и начальные показания), а также паспортом на новый счетчик», – уточнили в КП.
Стоимость счетчика, добавляют, можно узнать в соответствующих специализированных точках продаж. Кроме того, на сайте ЦКС размещена информация о заказе услуги работы мастера (с учетом стоимости счетчика – отечественного или иностранного производителя), с учетом и без стоимости дополнительных материалов.
У жителя Лукьяновки Вадима счетчик на горячую воду стоит с момента, как купил квартиру в новом доме 15 лет назад.
«Он отлично работает, все правильно показывает. Но соседи говорят, что счетчики должны проходить проверку. Как это сделать? И если его снимут, то как мне за этот период платить за горячу воду?» – интересуется Вадим.
Средства измерительной техники, к которым относят и квартирные счетчики воды, подлежат периодической поверке и поверке после ремонта, отмечают в «Киевтеплоэнерго».
«Как правило, для счетчиков воды межповерочный интервал установлен на срок до четырех лет. Если в паспорте на новый счетчик указана дата проведения поверки (дата изготовления) и указан межповерочный интервал, который еще не превышает существующий, то такой счетчик поверять или заменять не нужно. На счетчики, которые уже проходили проверку, выписывается свидетельство о поверке законодательно регулируемого измерительного оборудования и указывается дата, до которой это свидетельство действует», – объясняют коммунальщики.
Поверку счетчика, уточняют, можно заказать в сервисном центре ЦКС или оформить соответствующую заявку на сайте ЦКС.
«Стоимость услуги от 350 грн. Обычно срок выполнения работ составляет до двух недель. При этом поверку счетчика необходимо начать раньше предельного срока и желательно все действия выполнить в одном расчетном периоде (календарном месяце) для предотвращения начислений без счетчика», – говорят в «Киевтеплоэнерго».
У киевлянки Ульяны, проживающей на улице Олевской (Святошинский район), несколько лет не было горячей воды. Она поставила бойлер, а работники ЖЕКа запаяли трубы.
«Потом сделала через ЦКС заявку, чтобы деньги за воду, которой нет, не начислялись. Спустя два месяца пришел специалист, поставил пломбы и выдал акт, что горячая вода у нас отрезана. Но счета за горячу воду продолжают приходить», – говорит Ульяна.
По данным «Киевтеплоэнерго», в случае демонтажа счетчика и отказа от услуги поставки горячей воды необходимо обратиться в сервисный центр ЦКС для оформления заявки на опломбирование запорной арматуры.
«Это позволит предотвратить начисления по норме или по показаниям домового счетчика», – объяснили в КП.
Киевлянка Юлия Недопитанская, проживающая на проспекте Леся Курбаса, 3г (Святошинский район) рассказывает, что у нее горячей воды нет уже шесть лет.
«Такая ситуация и в трех соседних домах. Из крана с горячей водой течет холодная, а счета приходят как за горячую. Мы поставили счетчики, и два месяца было все хорошо. А потом в платежках стала появляться рекомендованная сумма к оплате, и опять с огромными цифрами. И в следующем месяца она уже превращалась в долг. Я узнала, что есть такая норма – если вода меньше 40 градусов тепла, то это можно зафиксировать и не платить. Я обратилась в ЖЭК, прождала месяц, пока ко мне пришла комиссия. Они подтвердили, что вода холодная, акт составили. А платежки снова приходят как за горячую воду. Я позвонила в сервисный центр, а там заявили, что это, возможно, вода один день была холодная, а теперь снова горячая. А комиссия ко мне не может каждый день ходить, чтобы это зафиксировать», – делится Юлия.
В «Киевтеплоэнерго» обращают внимание, что при наличии счетчика и отсутствии потребления горячей воды, в том числе использовании электрического бойлера, ежемесячно необходимо передавать фактические показания счетчика, даже если они неизменны.
«Передать показания можно любым удобным способом – указывать в бумажном счете, через личный кабинет на сайте ЦКС или позвонив по телефону 247-40-40», – говорят в «Киевтеплоэнерго».