По данным главного управления Национальной полиции в Киеве, больше всего поджогов автомобильного транспорта происходит в Соломенском районе. Количество зарегистрированных фактов поджога остается на уровне прошлого года. Только за 21-22 декабря сгорело четыре автомобиля. В 2016 г. было открыто 70 уголовных производств по факту умышленного уничтожения или повреждения имущества
За 10 месяцев 2017 года – 51, сообщается в ответе ведомства на запрос «Большого Киева».
Полиция уточняет, что в некоторых случаях по факту поджога нескольких автомобилей открывалось одно уголовное производство. Если в прошлом году лидером по поджогам были автомобили марки Hyundai (девять случаев), то в 2017-м на первое место вышел Mercedes-Benz (шесть поджогов).
Самые горячие точки сосредоточены в спальных районах столицы. В 2016 году по количеству поджогов автомобилей лидировали Днепровский и Деснянский районы, а в 2017-м – Дарницкий и Деснянский.
Сотрудник отдела коммуникации киевского управления Национальной полиции уточняет, что фиксируются заявления только в тех случаях, когда собственник автомобиля предоставляет документы, доказывающие его имущественные права на транспортное средство.
Если машины горят, значит это кому-нибудь нужно
«У нас во дворе, на улице Теремковской, рано утром 16 ноября выгорел автомобиль. Я знаю, что семья его собственников арендует квартиру в соседнем подъезде. После пожара автомобиль несколько дней простоял накрытый тентом, потом его куда-то увезли», – рассказывает «Большому Киеву» очевидец происшествия Елена Семенко. По ее словам, возле автомобиля марки Chery Tiggo лежали резиновые перчатки и предмет, похожий на длинную отвертку.
Примечательно, что в тот же день было зафиксировано шесть поджогов транспортных средств в разных районах Киева. Как сообщает Государственная служба по чрезвычайным ситуациям, горел Chevrolet Aveo на Харьковском шоссе (Дарницкий район), Volkswagen Touareg на улице Кондратюка (Оболонский район), во дворе на улице Драгоманова (Дарницкий район) воспламенился Hyundai Tucson, огонь от него распространился на стоящие рядом MG и Audi 100.
В апреле 2017 года у общественной активистки Валентины Аксеновой в течение двух недель подожгли два автомобиля. Ночью 11 апреля в пригороде, в селе Петропавловская Борщаговка, сгорел микроавтобус Volkswagen Crafter. А 30 апреля во дворе дома на Позняках загорелся внедорожник Mitsubishi. Активистка связывает поджоги со своей деятельностью против застройки Вумовского леса многоэтажными домами. Она говорит, что, помимо этого, против нее сфабриковали уголовное дело, устроили обыски. В целях безопасности она вынуждена была выехать с ребенком за границу.
«Это могло быть очень смешно, если бы не было так грустно. С 11 апреля, со времени поджога первого автомобиля, до сих пор не проведена даже экспертиза. Правоохранители говорят, что у них нет транспорта, чтобы привезти экспертов с улицы Владимирской на Петропавловскую Борщаговку. По второму поджогу также никаких действий правоохранителей не сделано. Хотя там было бы больше шансов найти поджигателей. Если первый автомобиль сожгли ночью в нашей усадьбе, то второй – среди бела дня на Позняках, а там камеры есть, можно посмотреть запись», – делится Аксенова. Она отмечает, что внедорожник имел полис страхования КАСКО, а вот микроавтобус застраховать супруги не успели – он был приобретен незадолго до поджога.
«Мы получили компенсацию, но она, с учетом того, что страховочный полис подходил к окончанию, плюс износ автомобиля, была намного меньше, чем если бы мы его продали», – говорит активистка.
Бывший начальник центра общественных связей киевской милиции Владимир Полищук рассказывает «Большому Киеву» об отсутствии единого мотива при поджогах.
«Мотивы бывают разные, но, как правило, однотипные. Органы следствия находили личную неприязнь поджигателей, активную общественную позицию, когда поджигались автомобили, припаркованные на газонах. Разборки за место стоянки во дворе дома. Были версии, что с помощью криминала собственники платных парковок пытались завлечь к себе клиентов. Были случаи личных разборок за долги. Отдельно отмечаются хулиганские действия в состоянии опьянения или людей с проблемами психического здоровья», – перечисляет Полищук.
Отдельно отмечаются поджоги автомобилей по региональной или политической принадлежности. Так, во время событий Евромайдана по Киеву прошла волна поджогов автомобилей активистов, на которых была атрибутика массовых акций протеста. А год спустя в киевских дворах стали вспыхивать машины с регистрацией в Донецкой и Луганской областях.
Помоги другому
Если автомобиль застрахован по полису КАСКО (добровольный тип страхования от рисков в процессе эксплуатации автомобиля), пострадавший может рассчитывать на финансовую компенсацию. Но только если транспортное средство застраховано именно от этого риска.
Эксперт страхового рынка Ибрагим Габидулин объясняет, что в случае со сгоревшим транспортным средством страховые компании выделяют два разных риска – поджог и пожар.
«Важно внимательно обсудить все риски при заключении полиса. Поджог – это акт вандализма, умышленное повреждение. А вот пожар может расцениваться как самовозгорание – это уже другой риск. Например, автомобили, которые поджигали во время Евромайдана, уже шли по риску массовых беспорядков, народных волнений. Это другой риск, хотя факт один», – уточняет Габидулин. Он отмечает, что причину возгорания определяет полиция или пожарная служба, на основании их заключений страховая компания выплачивает компенсацию.
По данным журнала «Фориншурер», за первое полугодие 2017 года сумма страховых выплат КАСКО среди 58 страховых компаний составила 1,171 млн грн. Детальная информация по рискам со сгоревшими автомобилями отсутствует.
Современный автомобиль, в зависимости от размеров и физического состояния, сгорает до основания за пять-семь минут. Опытные автомобилисты знают: если пожар не удалось потушить в первые две минуты возгорания, дальше можно не тратить силы. В первую очередь нужно вызвать пожарную службу и отойти на безопасное расстояние.
По наблюдениям специалистов, восстанавливать полностью сгоревший автомобиль нецелесообразно и дорого. Единственным утешением владельцу может быть продажа регистрационных документов и фрагментов кузова с номерами идентификации транспортного средства.
«На «документы» покупатель найдется быстро, спрос всегда есть. Цены зависят от популярности марки, минимум от $300. Дальше под эти документы легализуют нерастаможенный автомобиль – перевариваются части кузова в нужных местах. А восстанавливать погорельца без толку, это все равно что собрать новый автомобиль на заводе», – рассказывает «Большому Киеву» собственник одного из центров кузовного ремонта, который просит называть его Сергей.
Он уточняет, что самой частой причиной пожара автомобилей является самовозгорание, а не поджог.